Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 601732-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)" (далее - законопроект) разработан в целях реализации пункта 10 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р, а также паспорта национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
В настоящее время размещение нестационарных торговых объектов в субъектах Российской Федерации осуществляется на различных правовых основаниях и условиях. При этом на федеральном уровне не установлено единообразных подходов в части определения терминологии, основных принципов оформления права на размещение нестационарных торговых объектов, сроков размещения и их продления, установления платы за размещение, а также гарантий прав хозяйствующих субъектов на открытие, функционирование и развитие торгового бизнеса.
Кроме того, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями не учитываются особенности осуществления развозной торговли и использования мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и иных механических средств.
Указанные обстоятельства препятствуют развитию малого и среднего торгового предпринимательства в Российской Федерации.
В целях установления общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли в Российской Федерации, а также создания благоприятных условий для осуществления торговой деятельности в Российской Федерации с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов законопроектом предлагается:
уточнить терминологию и привести ее в соответствие с современными требованиями рынка;
закрепить в федеральном законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов;
закрепить принцип "меняется место - сохраняется бизнес", позволяющий гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд;
установить возможность осуществления торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов;
установить минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта (не менее 5 лет).
Законопроектом также уточняются требования к схемам размещения нестационарных или мобильных торговых объектов, в том числе определяется их состав, а также закрепляется порядок их изменения и дополнения. Также предусматривается возможность дополнения схем размещения новыми местами исходя из заявок предпринимателей. Изменения в схемы размещения торговых объектов предлагается выносить на общественные обсуждения с участием жителей и хозяйствующих субъектов, заинтересованных в размещении указанных нестационарных или мобильных торговых объектов.
Также законопроектом предлагается выделить мобильные торговые объекты (автомагазины, автолавки и другие) в отдельную категорию, тем самым создав необходимые условия для развития мобильной (развозной) торговли, которая имеет ряд особенностей и преимуществ, отличающих ее от других форматов. Соответствующий вид торговой деятельности предлагается осуществлять на основании свидетельств, выдаваемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые должны будут формировать и вести реестр мобильных торговых объектов в целях их учета на соответствующей территории.
Для населенных пунктов численностью менее 50 тысяч человек законопроектом устанавливаются лишь общие требования к организации развозной торговли. В населенных пунктах с численностью от 50 тысяч до 100 тысяч человек органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать полностью или частично предусмотренные законопроектом требования к организации развозной торговли. Для населенных пунктов с численностью более 100 тысяч человек законопроектом устанавливаются наиболее жесткие требования, касающиеся в том числе технического состояния и функционального оснащения транспортного средства, с помощью которого осуществляется развозная торговля.
Нераспространение на малонаселенные пункты всех требований законопроекта в части организации развозной торговли обуславливается необходимостью сохранения физической и экономической доступности продовольствия для таких населенных пунктов, порой не имеющих иных источников его получения.
Также органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается предоставить право определять конкретизированные условия, требования и ограничения к организации развозной торговли.
Законопроект не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)" потребует:
1. Признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов".
Необходимость признания утратившим силу указанного постановления Правительства Российской Федерации обусловлена изменениями, вносимыми в статью 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Минпромторг России, соисполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
2. Издания приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об утверждении перечня видов нестационарных торговых объектов".
Необходимость издания соответствующего приказа обусловлена изменениями, вносимыми в пункт 6 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - в течение 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
3. Издания приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об определении условий, при наличии которых развозная торговля в общедоступном месте размещения признается осуществляемой на долгосрочной (постоянной) основе".
Необходимость издания соответствующего приказа обусловлена изменениями, вносимыми в статью 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - в течение 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.