Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 601000-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции" подготовлен в целях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 378 (подпункт "б" пункта 1).
Проектом федерального закона вносятся изменения в федеральные законы "О противодействии коррупции", "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон "О безопасности", Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации", Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и с изменениями, вносимыми в Федеральный закон N 273-ФЗ и другие федеральные законы.
В целях обеспечения единообразия подходов проектом федерального закона определены критерии отнесения юридических лиц к категории организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственными органами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагается распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Одновременно проект федерального закона направлен на совершенствование антикоррупционных стандартов для работников, замещающих должности в государственных корпорациях (компаниях), государственных внебюджетных фондах и публично-правовых компаниях, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также введение некоторых антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей для работников организаций, учреждаемых и контролируемых государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями.
В целях формирования единообразной правоприменительной практики в части соблюдения требований, связанных с получением вознаграждений и подарков, законопроектом предусматривается унификация соответствующих положений федеральных законов, определяющих правовой статус лиц, замещающих государственные должности, муниципальные должности, в том числе депутатов, должности государственной и муниципальной службы (далее - служащие).
Законопроект устанавливает следующий перечень подарков, получение которых допускается служащими в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей (осуществлением полномочий):
подарки в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями;
канцелярская печатная продукция с логотипом государственного органа, органа местного самоуправления, организации, за исключением указанных подарков, изготовленных из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, цветов;
ценные подарки, которые вручены в качестве поощрения (награды) от государственного органа, органа местного самоуправления, организации, в которых одаряемый замещает должность, от вышестоящего органа и организации, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, локальными нормативными актами организаций.
Служащие обязаны сообщить о полученных подарках и передать их по акту в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, организацию, за исключением таких как канцелярская печатная продукция с логотипом государственного органа, органа местного самоуправления, организации, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды) от государственного органа, органа местного самоуправления, организации.
Кроме того, допускается оплата командировочных расходов служащих за счет принимающей стороны при направлении их в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации (дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), расходы по проезду и найму жилого помещения.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать установлению единообразия подходов при определении перечня мер, реализуемых различными организациями в части установления антикоррупционных запретов и обязанностей, налагаемых на отдельные категории работников.
В настоящее время статьей 131 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, за коррупционные правонарушения установлена такая мера ответственности, как увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия. Иных мер ответственности не предусмотрено.
В связи с этим законопроектом предлагается предусмотреть в статье 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ, что на лиц, замещающих в порядке назначения государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность, за совершение ими коррупционного правонарушения могут налагаться такие виды дисциплинарных взысканий, как выговор и предупреждение о неполном должностном соответствии.
Законопроектом предусматривается механизм, при котором в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, применение конкретной меры ответственности будет осуществляться государственным органом или лицом (руководителем государственного органа, органа местного самоуправления), назначившим указанное лицо на должность, по результатам проверки, проведенной в соответствии с порядком, установленным соответственно указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О противодействии коррупции" статьей 13.5, регламентирующей порядок применения взыскания за коррупционные правонарушения к лицам, замещающим в порядке назначения государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительного увеличения численности федеральных государственных органов, государственных органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции"
Реализация норм, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции", не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции" потребует внесения изменений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Трудовой Кодекс Российской Федерации и в статью 575 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Внесение изменений в указанные нормативные правовые акты обусловлено необходимостью унификации положений данных актов, устанавливающих антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности для отдельных категорий лиц.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции" потребует признания утратившими силу и (или) изменения следующих нормативных правовых актов Российской Федерации:
1. Указы Президента Российской Федерации:
а) от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению";
б) от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов";
в) от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции";
г) от 2 апреля 2013 г. N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
д) от 3 декабря 2013 г. N 878 "Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции";
е) от 8 июля 2013 г. N 613 "Вопросы противодействия коррупции";
2. распоряжение Президента Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 159-рп "О порядке уведомления лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной службы, высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, сдачи, определения стоимости подарка и его реализации (выкупа)";
3. постановления Правительства Российской Федерации:
а) от 13 марта 2013 г. N 207 "Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности";
б) от 13 марта 2013 г. N 208 "Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей";
в) от 22 июля 2013 г. N 613 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению";
г) от 9 января 2014 г. N 10 "О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации" (вместе с "Типовым положением о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации")
д) от 5 марта 2018 г. N 228 "О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия".
Головным исполнителем по разработке данных проектов нормативных правовых актов Российской Федерации предлагается определить Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, соисполнителями - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Срок подготовки документа - в течение двух месяцев после принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Также будут подлежать признанию утратившими силу, изменению или принятию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по данным вопросам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.