Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается установить основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии, признав утратившим силу Федеральный закон "О страховых пенсиях".
Законопроектом, в частности, предлагается изменить систему определения размера страховой пенсии (предлагается определять его исходя из расчетного пенсионного капитала застрахованного лица), снизить до 5 лет минимальную продолжительность страхового стажа, необходимого для приобретения права на страховую пенсию, учитывать в страховом стаже периоды получения среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения граждан, обучавшихся и окончивших государственные или муниципальные образовательные организации, увеличить период ухода одного родителя за каждым ребенком (до достижения ребенком возраста трех лет, но не более двенадцати лет в общей сложности), который засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности.
Кроме того, законопроектом предусматривается формирование накопительной части страховой пенсии (накопительной пенсии) исключительно на добровольных началах в порядке, установленном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" одной из целей определен рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.
Предусмотренный законопроектом порядок индексации страховых пенсий, а также сокращение минимального страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, не согласуются с поставленной названным Указом целью и не позволят вывести размер страховых пенсий на должный уровень.
Предлагаемое расширение перечня нестраховых периодов не соотносится со страховыми принципами, на которых базируется и действующее пенсионное законодательство, и система, разработанная в рамках законопроекта.
Увеличение периода ухода за детьми, который засчитывается в страховой стаж, создаст ситуацию, при которой страховая пенсия будет устанавливаться лицам, требуемый страховой стаж которых может состоять только из нестраховых периодов.
В отношении предложения учитывать при расчете размера накопительной пенсии (накопительной части страховой пенсии) исключительно средства, сформированные в порядке, определенном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", следует отметить, что это приведет к неопределенности правового статуса и цели формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений (в объеме около 4,2 трлн. рублей), которые сформированы в основном за счет отчислений от страховых взносов работодателей за своих работников, уплаченных до 2014 года, и от полученного от их инвестирования дохода.
Предлагаемые законопроектом изменения основ добровольного вступления граждан в , правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с целью уплаты страховых, взносов, в соответствии с которыми физические лица смогут вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию только в целях формирования накопительной пенсии (накопительной части страховой пенсии) в порядке, определенном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", нарушают концепцию этого института, предоставляющего гражданам, не охваченным системой обязательного пенсионного страхования, право вступить в указанную систему в целях формирования пенсионных прав на предусмотренную законопроектом страховую часть страховой пенсии.
В связи с отсутствием в финансово-экономическом обосновании необходимых расчетов оценить финансовые последствия предлагаемых решений не представляется возможным.
Правительством Российской Федерации проект федерального закона не может быть поддержан.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 17 октября 2018 г. N 8491п-П12 "Заключение на проект федерального закона N 600425-7 "О страховой пенсионной системе в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы С.М. Мироновым"
Текст письма официально опубликован не был