Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 605945-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации (подпункт "г" пункта 2 перечня поручений, утвержденного 25.05.2017 N Пр-1004 ГС), предусматривающего внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на осуществление на основании решения Банка России "блокировки сайтов", используемых с нарушениями законодательства Российской Федерации о финансовом рынке, в том числе для совершения мошеннических действий.
В настоящее время Банком России отмечается увеличение масштабов использования сайтов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для совершения мошеннических действий на финансовом рынке.
При этом сайты информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" используются:
для распространения посредством сети "Интернет" информации, связанной с предложением и (или) предоставлением на территории Российской Федерации финансовых услуг субъектами, не имеющими права их оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации;
для распространения информации, вводящей клиентов кредитных организаций и (или) некредитных финансовых организаций, а также иных лиц, взаимодействующих с кредитными организациями и (или) некредитными финансовыми организациями, в заблуждение относительно принадлежности информации, распространяемой посредством сети "Интернет", в том числе вследствие сходства доменных имен, оформления или содержания;
для распространения информации, позволяющей осуществить неправомерный доступ к информационным системам кредитных организаций и (или) некредитных финансовых организаций, электронным средствам платежа и (или) техническим устройствам их клиентов, используемым при предоставлении (получении) финансовых услуг, в том числе путем неправомерного доступа к конфиденциальной информации клиентов;
для рекламы финансовых пирамид, привлекающих средства и имущество физических и юридических лиц.
Одной из целей Банка России является защита прав и законных интересов граждан Российской Федерации - потребителей финансовых услуг, предотвращение прямых финансовых потерь в результате использования сайтов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащих противоправную информацию, а также повышение доверия к деятельности финансовых организаций и финансовому рынку Российской Федерации в целом.
В этой связи законопроектом предлагается наделить Банк России правом принятия решения о включении сайтов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вводящих клиентов кредитных организаций и (или) некредитных финансовых организаций в заблуждение вследствие сходства доменных имен, оформления или содержания, сайтов, связанных с предложением и (или) предоставлением на территории Российской Федерации финансовых услуг субъектами, не имеющими права их оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также сайтов, связанных с осуществлением деятельности финансовых пирамид, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Единый реестр), для их последующего возможного блокирования.
Вместе с тем в отношении сайтов сети "Интернет", которые используются для распространения информации, позволяющей осуществить неправомерный доступ к информационным системам кредитных организаций и (или) некредитных финансовых организаций, электронным средствам платежа и (или) техническим устройствам их клиентов, используемым при предоставлении (получении) финансовых услуг, в том числе путем неправомерного доступа к конфиденциальной информации клиентов, законопроектом предлагается наделить Банк России правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в связи с размещением в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", указанной информации.
Установление срока вступления в силу закона по истечении 180 дней после дня его официального опубликования обусловлено необходимостью подготовки соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.