Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 603452-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан с целью реализации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2018 г. N 24-П (далее - Постановление).
Пунктами 2 и 3 резолютивной части Постановления предусмотрено признание пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем положение - по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, - допускает отказ выгодоприобретателю, представившему в страховую организацию, уполномоченную, по имеющейся у него (сообщенной ему страхователем) информации, на осуществление страховой выплаты, а при отсутствии такой информации - страхователю необходимые для принятия решения об этой выплате документы, в выплате неустойки за необоснованную задержку выплаты суммы в возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью, при наступлении страхового случая, предусмотренного названным Федеральным законом, если договор обязательного государственного страхования со страховой организацией своевременно не заключен. При этом федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении, - внести в правовое регулирование необходимые изменения, вытекающие из Постановления.
Необходимо отметить, что поводом к принятию Постановления послужили проблемы, связанные с заключением договоров обязательного государственного страхования отдельными страхователями, а также своевременность их заключения. Так, в 2016 году конкурсы по выбору страховщика признавались несостоявшимися ввиду отсутствия заявок от страховщиков на участие в них из-за недостаточности, по их мнению, средств, выделенных из федерального бюджета на заключение таких договоров. В результате сотрудники отдельных федеральных органов исполнительной власти, подлежащие обязательному государственному личному страхованию, оставались не застрахованы вплоть до сентября 2016 г.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрена ответственность федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), не осуществившего обязательное государственное страхование, по выплате сумм, причитающихся выгодоприобретателям по обязательному государственному страхованию. Вместе с тем правоприменительная практика свидетельствует о том, что указанная норма без регламентации порядка выплаты компенсации страхователем не работает, страхователь не вправе осуществлять самостоятельные выплаты без решения суда, в связи с чем выплата страховых сумм в отсутствии договора обязательного государственного страхования носит затяжной характер.
Таким образом для реализации Постановления, в том числе установления положений об ответственности страхователя, требуется установить комплексное регулирование выплаты компенсации при наличии объективных факторов, связанных с невозможностью заключения договора обязательного страхования.
В этой связи законопроектом вводится новое правовое регулирование, регламентирующее порядок и условия выплаты компенсаций в случае отсутствия договора обязательного государственного страхования, федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, не осуществившим обязательное государственное страхование, лицам, подлежащим обязательному государственному страхованию, предоставляя альтернативный договору обязательного государственного страхования вариант обеспечения федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными органами материальной защиты жизни и здоровья военнослужащих и лиц, приравненных к ним, в случае возникновения объективных обстоятельств, связанных с невозможностью заключения такого договора. Так, на основании законопроекта в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, федеральному органу исполнительной власти, федеральному государственному органу, не осуществившему обязательное государственное страхование, предоставляется возможность осуществлять компенсации лицам, относящимся к выгодоприобретателям, в размерах, равных выплатам страховых сумм, предусмотренным Федеральным законом N 52-ФЗ.
Кроме того, законопроектом устанавливается ответственность федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, не осуществившего обязательное государственное страхование, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по выплате компенсаций перед лицами, подлежащими обязательному страхованию, в частности по уплате неустойки в соответствии с требованиями главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в том числе по статье 395 ГК РФ, что соответствует пункту 2 постановляющей части Постановления.
Статьей 6 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено заключение договора обязательного государственного страхования на один календарный год (с 1 января по 31 декабря), однако правоприменительная практика осуществления обязательного государственного страхования в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ свидетельствует о наличии случаев заключения договора обязательного государственного страхования после начала календарного года. При этом страховщики несут обязанность по осуществлению выплат страховых сумм по уже известным случаям причинения вреда жизни или здоровью лиц, подлежащих обязательному государственному страхованию, наступившим до заключения ими договора обязательного государственного страхования. Такой подход не соответствует принципу страхования, установленному в статье 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", согласно которому событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. Кроме того, отсутствие договора обязательного государственного страхования приводит к тому, что лица, подлежащие обязательному государственному личному страхованию, не застрахованы до момента заключения договора такого страхования и, соответственно, не могут своевременно получить причитающуюся им выплату в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ. В этой связи для обеспечения непрерывности страхования законопроектом предусмотрено положение о принятии страхователем мер по отбору страховщика не позднее окончания срока действия договора обязательного государственного страхования.
Для обеспечения непрерывности сбора статистических данных, необходимых для определения достаточного размера бюджетных ассигнований при заключении последующих договоров обязательного государственного страхования, законопроектом предусматривается установление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, порядка сбора и хранения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), не осуществившим обязательное государственное страхование, статистических данных.
Федеральным законом N 52-ФЗ предусмотрена доплата к ранее выплаченной страховой сумме в случае установления выгодоприобретателю более высокой группы инвалидности. Однако в связи со сменой страховщиков, отобранных на основании конкурсных процедур, вопрос, касающийся разграничения обязанности страховщиков на момент подачи заявления о дополнительной выплате страховых сумм в связи с установлением более высокой группы инвалидности, не урегулирован, в связи с чем законопроектом обязанность по доплате страховых сумм возлагается на страховщика, заключившего договор страхования, в период действия которого застрахованному лицу была установлена более высокая группа инвалидности.
Практика осуществления обязательного государственного страхования указывает на невозможность отказа страховщиком в выплате выгодоприобретателям страховой суммы в результате совершения застрахованным лицом тяжкого и особо тяжкого преступления, в том числе связанного с терроризмом и убийством во время прохождения им службы, в случае гибели такого застрахованного лица.
Так, в случае гибели застрахованного лица, совершившего преступление, уголовное дело прекращается на основании положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с гибелью застрахованного лица, при этом страховщик не может воспользоваться пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 52-ФЗ, согласно которому страховщик освобождается от выплаты страховой суммы в случае совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным, так как уголовное дело прекращено.
В этой связи законопроектом уточняются основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы в случае гибели застрахованного лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, при отсутствии судебного решения о признании застрахованного лица виновным в совершении преступления.
Также законопроектом уточняются положения Федерального закона N 52-ФЗ в отношении порядка расчета расходов на ведение дела, расчета величины изменения страховой премии в период его действия, устраняется несоответствие терминологии, используемой в действующей редакции Федерального закона N 52-ФЗ с терминологией Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", а также в связи с упразднением ФСКН России и иные положения с учетом правоприменительной практики.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации"
Положения проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" направлены на достижение целей подпрограммы 7 "Эффективное функционирование финансовых рынков, банковской, страховой деятельности, схем инвестирования и защиты пенсионных накоплений" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", в части повышения качества правового регулирования финансового рынка (совершенствование регулирования обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц).
Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на совершенствование регулирования обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, предусмотрено пунктом 7.3.4 детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", утвержденного приказом Минфина России от 15 августа 2018 г. N 1719.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - проект федерального закона, законопроект) потребует изменения (принятия) следующих нормативных актов Правительства Российской Федерации (далее - акт), федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов).
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
Данный акт Правительства Российской Федерации подлежит изменению в связи с необходимостью учета положений, предусмотренных законопроектом.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы) и Банк России.
Срок разработки - шесть месяцев после принятия федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2014 г. N 169 "Об утверждении типового договора обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
Данный акт Правительства Российской Федерации подлежит изменению в связи с необходимостью учета положений, предусмотренных законопроектом.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы) и Банк России.
Срок разработки - шесть месяцев после принятия федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в котором законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба, выплат компенсаций лицам, в отношении которых таким органом не осуществлено обязательное государственное страхование".
Данный акт Правительства Российской Федерации подлежит принятию в связи с необходимостью реализации положений, предусмотренных законопроектом.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы).
Срок разработки - шесть месяцев после принятия федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля 2017 г. N 63н "Об утверждении Порядка определения размера страхового тарифа по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе структуры страхового тарифа, порядка его применения при расчете страховой премии, перечня, порядка сбора и хранения статистических данных, применяемых при расчете размера страхового тарифа, порядка обмена такими данными между страхователем и страховщиком, порядка уведомления страховщиком федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, о заключении договора обязательного государственного страхования".
Данный акт Минфина России подлежит изменению в связи с необходимостью учета положений, предусмотренных законопроектом.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы) и Банк России.
Срок разработки - 180 дней после принятия федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.