Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 603739-7 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - законопроект) разработан в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2167 и предусматривает снятие запрета на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Минфин России наделен полномочиями по осуществлению федерального государственного пробирного надзора.
Федеральный государственный пробирный надзор осуществляется посредством установления режима постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, а также проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели подлежат проверке не чаще 1 раза в 3 года. Указанная норма позволяет недобросовестным участникам неоднократно перерегистрироваться до истечения трехлетнего периода, что способствует выводу из-под государственного контроля значительной части участников рынка.
По данным ФКУ "Пробирная палата России" за 2017 год, 90% организаций и индивидуальных предпринимателей, стоящих на специальном учете, относятся к субъектам малого предпринимательства.
Анализ ситуации, складывающейся на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней, показал, что отсутствие возможности проведения плановых проверок в отношении более 97% субъектов рынка привело к увеличению объема нелегального оборота: драгоценных камней до 95%, ювелирных изделий до 50%, драгоценных металлов до 20%.
По данным Росстата, в 2016 году стоимость проданных ювелирных изделий составила 224 млрд. рублей, из них стоимость драгоценных камней - около 50 млрд. рублей.
Согласно данным Гохрана России, в 2016 году было ввезено 28 тыс. каратов драгоценных камней (за исключением алмазов) всего на сумму 231 млн. рублей (уплачено пошлин в бюджет - 30 млн. рублей).
В соответствии с данными отчетности 3-ДМ 3 тыс. каратов бриллиантов на сумму около 375 млн. рублей, произведенных на территории Российской Федерации, могли быть использованы в качестве ювелирных вставок.
Таким образом, объем нелегально ввезенных драгоценных камней превышает в 82 раза объем драгоценных камней, правомерно используемых в качестве вставок в ювелирных изделиях, а бюджет недополучил около 5 млрд. рублей таможенных пошлин, что в 166 раз больше суммы официально уплаченных.
По данным ФСБ России, ежегодный ущерб федеральному бюджету от незаконной торговли ювелирными изделиями только в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах составляет более 1 млрд. рублей.
Также по информации, поступившей от ФСБ России, МВД России, ФТС России, Следственного комитета Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2014 - 2016 годах было возбуждено 588 уголовных дел по признакам преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
По результатам рассмотренных в судебном порядке уголовных дел изъято и обращено в доход государства золота - более 27 тонн, ограненных алмазов (бриллиантов) - 16 637 каратов (или 3,3 килограмма) и иных материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, на общую сумму в денежном выражении более 30 млрд. рублей.
Количество возбужденных в 2014 - 2016 годах и I квартале 2017 г. уголовных дел по статье 194 Уголовного кодекса Российской Федерации "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица", связанных с ввозом - вывозом драгоценных металлов и драгоценных камней, составляет 322 дела.
Стоимость материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, ввезенных с нарушением таможенных правил, в денежном эквиваленте составляет 22,4 млрд. рублей.
Кроме того, по данным правоохранительных органов, за 9 месяцев 2017 года МВД России возбуждено 114 дел об административных правонарушениях по статье 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не несет отрицательных социально-экономических последствий, а также будет способствовать сокращению теневого сектора рынка ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и повышению прозрачности оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" потребует дополнительных расходов федерального бюджета в связи с увеличением мероприятий по контролю.
Федеральный государственный пробирный надзор осуществляется посредством установления режима постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, а также проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще одного раза в три года в соответствии с планом проверок, утверждаемым ежегодно Минфином России по согласованию с органами прокуратуры.
Проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется ФКУ "Пробирная палата России" (государственными инспекциями пробирного надзора).
В настоящее время в структуру ФКУ "Пробирная палата России" входят 18 государственных инспекций пробирного надзора, расположенных по всей территории Российской Федерации.
В среднем численность контролеров в одной государственной инспекции пробирного надзора составляет 8 человек. Таким образом, общая численность контролеров - 140. Ежегодно одним контролером может быть проведено около 10 проверок.
Продолжительность одной выездной проверки составляет около 15 дней.
Исходя из установленных нормативов денежных средств, выделяемых на суточные расходы (100 рублей в сутки) и проживание (550 рублей в сутки), на одного контролера приходится:
1) сумма суточных расходов 15 дней х 100 рублей = 1 500 рублей;
2) стоимость проживания 15 дней х 550 рублей = 8 250 рублей;
3) средняя стоимость проезда к месту проведения мероприятия по контролю и обратно - 11 000 рублей.
Таким образом, общие затраты на одного контролера составляют 20 750 рублей.
Принимая во внимание, что всего ежегодно возможно провести 1 400 проверок (из них 50% выездные проверки) общая сумма дополнительных расходов федерального бюджета составит:
20 750 рублей х 700 = 14 525 000 рублей.
Отмечаем, что в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. N 1350 "О внесении изменений в размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора" в 2 раза увеличен размер государственной пошлины за совершение действий ФКУ "Пробирная палата России" при осуществлении федерального пробирного надзора.
В 2017 году за совершение пробирных операций в федеральный бюджет поступило 747 млн. рублей государственной пошлины.
В связи с вышеуказанными изменениями поступления в федеральный бюджет от уплаты государственной пошлины прогнозируются в размере более 1 млрд. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере производства и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Головной исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.