Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 603839-7 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации)" (далее - законопроект) разработан Госкорпорацией "Росатом" (далее - Корпорация) во исполнение протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 28 сентября 2017 г. N ДК-П9-252пр.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-Ф3 "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", дополнив полномочия Корпорации полномочием по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами и финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации составляет более 50 процентов, и проверки результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации.
Предлагаемое законопроектом дополнение обусловлено тем, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует орган или организация, уполномоченные на проведение проверки проектной документации и результатов инженерных изысканий при строительстве указанных объектов.
При этом учитывая наличие у Корпорации необходимых компетенций, а также статус Корпорации на международной арене, выступающей гарантом исполнения обязательств от имени Российской Федерации при строительстве объектов использования атомной энергии за пределами территории Российской Федерации, законопроектом предусматривается, что порядок проведения указанных проверок будет устанавливаться Корпорацией.
Предметом проверки проектной документации будет являться оценка ее соответствия требованиям законодательства иностранного государства, на территории которого планируется строительство объекта использования атомной энергии, требованиям российских технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности (в части, не противоречащей требованиям законодательства иностранного государства), а также результатам инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.
В свою очередь, предметом проверки результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, будет оценка их соответствия требованиям законодательства иностранного государства, на территории которого планируется строительство объекта использования атомной энергии, а также требованиям российских технических регламентов (в части, не противоречащей требованиям законодательства иностранного государства).
По результатам указанных проверок Корпорация будет выдавать заключения о соответствии или несоответствии проектной документации и инженерных изысканий указанным требованиям.
Заказчиком проверок будет являться застройщик объекта использования атомной энергии, строительство которого планируется за пределами территории Российской Федерации.
Проведение проверок планируется осуществлять на основании гражданско-правового договора между застройщиком (заказчиком проверки) и Корпорацией (исполнителем проверки). Оплата проверки осуществляется за счет средств застройщика. Порядок заключения договора на проведение проверки, размер и порядок оплаты проведения проверки устанавливается нормативным правовым актом Корпорации.
Следует отметить, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не регулирует вопросы, связанные со строительством, осуществляемым на территории иностранного государства, и, следовательно, положения законопроекта стоит рассматривать не с точки зрения соответствия положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, а с точки зрения самостоятельной процедуры проведения проверки проектной документации и проверки инженерных изысканий в отношении объектов использования атомной энергии, сооружаемых за пределами территории Российской Федерации.
В настоящее время заключены соглашения с рядом зарубежных стран о строительстве атомных электростанций, финансирование которых осуществляется в том числе с привлечением средств федерального бюджета (например, проект АЭС "Аккую", сооружаемой на территории Турецкой Республики, или проект АЭС "Ханхикиви-1" - на территории Финляндской Республики).
Наделение Корпорации полномочиями по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, позволит не только укрепить ее позиции на международном рынке при осуществлении строительства указанных объектов, но и оценить соответствие принятых проектных решений санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также техническим регламентам той страны, на территории которой осуществляется строительство объектов.
Законопроект в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" размещался на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не связан с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.
Принятие и реализация законопроекта не оказывает влияния на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации)" не потребует дополнительных финансовых расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации)" не повлечет необходимости признания утратившими силу, изменения, приостановления или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации)" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие законопроекта потребует принятия приказа Госкорпорации "Росатом" "Об утверждении порядка проведения проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации и финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации составляет более 50 процентов, и проверки результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации".
Ответственный исполнитель: Госкорпорация "Росатом".
Срок подготовки: шесть месяцев со дня принятия законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.