Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 604443-7 "О внесении изменений в статью 66 Семейного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Защита семейных ценностей, прав детей и родителей - одна из основных задач современного государства.
Согласно Конституции Российской Федерации семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
При этом важно отметить, что статья 61 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает общее правило, согласно которому родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
В развитие вышеуказанного положения статьями 55 и 66 Семейного кодекса Российской Федерации закреплено, что ребенок имеет право на общение с обоими родителями, а родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. При этом расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
Вместе с тем, предусмотренных законом мер явно недостаточно для обеспечения социального равенства родителей при проживании ребенка с одним из них.
Следует отметить, что фактически исполнение приведенных положений Семейного кодекса Российской Федерации, в части обеспечения прав ребенка и родителя, проживающего отдельно, на общение при отсутствии согласия второго родителя не обеспечивается.
В таких случаях ребенок становиться "разменной монетой", способом давления на второго родителя, которым в основном становится отец. Отсутствие установленных законом способов общения ребенка и родителя, проживающего отдельно от ребенка, а также каких-либо гарантий обеспечения права на общение, дают возможность злоупотребления правом со стороны родителя, совместно проживающего с ребенком. В результате обеспечить реализацию прав ущемленного родителя и ребенка до вынесения судебного решения и вступления его в законную силу практически невозможно, особенно учитывая тот факт, что срок рассмотрения такого иска об установлении порядка общения с ребенком составляет около шести месяцев. В дальнейшем также проблематично обеспечить исполнение судебного решения, что еще усугубляет разрыв в отношения ребенка и отдельно проживающего родителя.
Для неокрепшего детского сознания отсутствие общения с отцом в течение длительного срока (6 месяцев и более) становиться губительным. Теряется привязанность, в ряде случаев складывается резко отрицательное отношение.
Отсутствие ощущения близости, разрыв семейных и родственных отношений и для ребенка и для второго родителя приводит к взаимному безразличию или ненависти. В результате такой ребенок растет в неполной семье, без поддержки и воспитания матери или отца, что сказывается на его психологическом состоянии, подготовке к дальнейшим жизненным условиям.
Законопроектом предлагается уточнить перечень способов общения ребенка и родителя, отдельно проживающего от ребенка, во избежание запретов на те или иные способы общения (например, на общение путем телефонных переговоров, текстовых сообщений, общение в социальных сетях и так далее).
Кроме того, предлагается установить минимальное время для общения посредством личных встреч (не менее 3 часов в неделю) в том случае, когда по требованию родителей (одного из них) в суде рассматривается вопрос о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения по данному делу.
Предлагаемые изменения закона позволят сократить случаи злоупотребления правом со стороны родителей, совместно проживающих с детьми, а также установить гарантии обеспечения минимального личного общения детей и родителей, отдельно проживающих от детей. Принятие закона положительно скажется на семейных, родственных отношениях, а также защитит право на общение детей и родителей.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 66 Семейного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 66 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 66 Семейного кодекса Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 66 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.