Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 604003-7 "О внесении изменения в статью 30.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 30.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (далее - законопроект) направлен на совершенствование правового регулирования в сфере водоотведения с целью повышения эффективности системы управления при эксплуатации централизованных систем водоотведения поселения или городского округа и охраны водных объектов от загрязнения с учетом необходимости достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов (пункт 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), а также обеспечения сбалансированного решения социально-экономических задач и сохранения благоприятной окружающей среды (абзац второй преамбулы Федерального закона от 10.01.2003 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "10.01.2002"
Реализация новой редакции пункта 1 части 6 статьи 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ) позволит аккумулировать финансовые средства абонентов централизованной системы водоотведения для реконструкции, модернизации или технического перевооружения централизованных очистных сооружений населенных пунктов.
Законопроектом закрепляется обязанность абонентов, кроме строительства или модернизации собственных локальных очистных сооружений, участвовать в усовершенствовании работы централизованных очистных сооружений. При этом законопроект позволит решить проблемы абонентов, расположенных в черте населенных пунктов и ограниченных территориальной возможностью в строительстве локальных очистных сооружений. При этом решится проблема очистки всего объема сточных вод до допустимых показателей воздействия на водные объекты.
Например, в г. Томске доля сточной воды от жилых домов, многоквартирных домов, на которые не распространяются требования по охране водных объектов (внесение платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод) составляет более 70%. Таким образом, тридцатипроцентная доля сточных вод от организаций и частных предпринимателей не обеспечит в полном объеме достижение нормативных показателей очистки сточной воды областного центра. При этом по результатам проведенных исследований аккредитованными лабораториями качество сточной воды "спальных" районов превышает допустимые к приему на централизованные очистные сооружения концентрации в 2 и более раза.
Следовательно, решить вопрос о внедрении наилучших доступных технологий на централизованных очистных сооружениях г. Томска возможно только с привлечением финансовых средств абонентов.
Предусмотренные в законопроекте дополнительные мероприятия Плана снижения сбросов (участие в реконструкции, модернизации или техническом перевооружении централизованных очистных сооружений; и очистка сточных вод абонента с использованием централизованных очистных сооружений) носят исключительный характер по следующим причинам:
1. Участие в реализации указанных мероприятий не снижает сброс сточных вод абонента с превышением установленных нормативов в централизованную систему водоотведения. В результате не освобождает абонента от платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов в порядке, установленном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения.
2. Абонент не имеет права осуществлять единолично выбор мероприятия Плана снижения сбросов, так как пунктом 4 статьи 30.1 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено согласование Плана снижения сбросов природоохранными органами и организацией, осуществляющей водоотведение.
3. При превышении абонентами в три и более раза нормативов состава сточных вод по таким веществам вред, причиненный окружающей среде, будет возмещается абонентами согласно пункту 2 статьи 78.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
4. Неисполнение абонентом плана снижения сбросов является основанием для проведения природоохранными органами проверки абонента с привлечением его к ответственности в соответствии с пунктом 5 статьи 30.3 Федерального закона N 416-ФЗ.
Представляется, что закрепляемые законопроектом меры будут способствовать устойчивому развитию совершенствования системы отношений в сфере водоотведения между абонентами и организациями жилищно-коммунального хозяйства и повышению эффективности охраны водных объектов на всей территории Российской Федерации.
Также необходимо отметить, что в настоящее время похожий механизм взаимодействия организаций, осуществляющих водоотведение, и абонентов предусмотрен пунктом 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Представленный законопроект доработан с учетом заключения Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 30.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 30.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 30.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 30.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и Банка России, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 30.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 30.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" потребует внесения изменений в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, в части уточнения механизма взаимодействия абонентов с владельцами локальных очистных сооружений, а также с организациями, осуществляющими эксплуатацию централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.