Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 605369-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стимулирования добычи редких металлов)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стимулирования добычи редких металлов)" (далее - законопроект) разработан в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 августа 2016 г. N Пр-1566, пунктом 4 поручения Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. N АД-П9-5031, пунктом 2 поручения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N АД-П9-7245, поручения Правительства Российской Федерации от 31 мая 2017 г. N АД-П9-3555 и в рамках реализации основных положений подпрограммы 4 "Развитие производства традиционных и новых материалов" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328, предусматривающих разработку стимулирующих мер нормативно-правового характера в отношении добычи редких металлов.
Обеспечение редкими металлами экономики и промышленности Российской Федерации за счет их собственного производства в целом имеет негативный характер. Внутренний спрос российских предприятий в редких металлах практически полностью удовлетворяется за счет импорта. Сформированный в стране масштабный минерально-сырьевой потенциал редких металлов не реализуется. Отмечаются высокие потери редких металлов, добываемых попутно с другими видами полезных ископаемых.
Предлагаемые проектом федерального закона нормы направлены на стимулирование добычи редких металлов путем изменения в пункте 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), применяемой при добыче руд редких металлов, образующих собственные месторождения, в которых редкие металлы являются основными компонентами, а также редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах, с 8,0 до 4,8 процента.
Проектом федерального закона в пункт 2 статьи 337 Кодекса вносится уточнение в определение видов полезных ископаемых, представленных товарными рудами редких металлов и редкими металлами.
К редким металлам для целей Кодекса отнесены литий, рубидий, цезий, бериллий, стронций, кадмий, скандий, редкоземельные металлы (иттрий, лантаноиды (лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций)), индий, таллий, галлий, титан, германий, цирконий, гафний, ванадий, ниобий, тантал, висмут, селен, теллур, рений. При этом собственных месторождений, за редким исключением, не образуют рубидий, цезий, стронций, кадмий, скандий, индий, таллий, галлий, германий, гафний, ванадий, висмут, селен, теллур, рений.
В целях стимулирования добычи отдельных видов редких металлов, имеющих стратегическое значение, законопроектом предусмотрено применение понижающего коэффициента, характеризующего особенности добычи редких металлов , равного 0,1, применяемого до истечения 120 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором впервые появились основания для определения налоговой базы по НДПИ, то есть с налогового периода, в котором начата добыча соответствующего полезного ископаемого, что позволит окупить выполненные инвестиции с минимальной ставкой доходности на инвестированный капитал (10%).
Порядок применения указанного коэффициента предусмотрен новой, дополняющей главу 26 Кодекса, статьей 342.6.
Дату вступления проекта федерального закона в силу предлагается установить с 1 января 2020 г.
Принятие и реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Полномочия, связанные с реализацией проекта федерального закона, будут осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных данным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стимулирования добычи редких металлов)"
Указанным проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в главу 26 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) добычи руд редких металлов, образующих собственные месторождения, редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах.
В отношении указанных полезных ископаемых проектом федерального закона предусматривается изменение размера ставки НДПИ с действующей в настоящее время 8,0 процентов до 4,8 процентов и применение к данной ставке при добыче отдельных видов редких металлов коэффициента 0,1 в течение 10 лет с начала добычи соответствующего полезного ископаемого.
Реализация проекта федерального закона в части изменения ставки НДПИ и применения в отношении данной ставки коэффициента 0,1 приведет к снижению ежегодных поступлений от указанного налога на сумму около 10- 15 млн. руб. - по разрабатываемым в настоящее время месторождениям, и около 200 - 250 млн. руб. - по новым проектам. Вместе с тем, при снижении НДПИ увеличится налогооблагаемая прибыль добывающих организаций, в результате чего снижение поступлений от НДПИ будет частично компенсировано за счет поступлений от налога на прибыль организаций.
Принятие предлагаемых проектом федерального закона норм позволит повысить инвестиционную привлекательность проектов освоения редкометалльных месторождений, организовать дополнительное производство редких металлов, обеспечит создание новых рабочих мест, что с учетом мультипликативного эффекта приведет к снижению экономических рисков.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стимулирования добычи редких металлов)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стимулирования добычи редких металлов)" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стимулирования добычи редких металлов)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стимулирования добычи редких металлов)" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.