Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 609087-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан на основе обращений правоприменителей и направлен на совершенствование порядка привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) предусмотрено, что пищевые продукты, материалы и изделия, владелец которых не может подтвердить их происхождение, которые имеют явные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежат утилизации или уничтожению без проведения экспертизы. До утилизации или уничтожения таких пищевых продуктор, материалов и изделий их владелец в присутствии представителя органа государственного надзора обязан изменить свойства таких пищевых продуктов, материалов и изделий любым доступным и надежным способом, исключающим возможность их дальнейшего использования по назначению.
На практике возникают такие ситуации, когда владелец пищевых продуктов, материалов и изделий, которые имеют явные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека (владелец которых не может подтвердить их происхождение), не исполняет обязанность, предусмотренную абзацем вторым пункта 1 статьи 25 Закона N 29-ФЗ (в связи с нежеланием, отсутствием возможности и т.д.).
Административная ответственность за неисполнение указанной обязанности законодательством не предусмотрена, что на практике приводит зачастую к невыполнению требований Закона N 29-ФЗ.
Законопроектом предлагается в случае неисполнения владельцем пищевых продуктов, материалов и изделий, которые имеют явные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, обязанности по изменению свойств этих продуктов любым доступным и надежным способом, исключающим возможность их дальнейшего использования по назначению, выполненной в присутствии представителя органа государственного надзора, установить административную ответственность в виде штрафа.
В связи с тем, что законопроект предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека, предлагается установить размеры административного штрафа (по аналогии с административным штрафом, установленным частью восьмой статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, ветеринарных правил) на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Также законопроектом предлагается возложить обязанности по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях за указанные нарушения на должностных лиц органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, и органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Проект доработан с учетом заключения Комиссии Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства по проекту законодательной инициативы N 7-462 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", подготовленному в порядке реализации права законодательной инициативы Самарской Губернской Думой.
При разработке законопроекта учтены требования, изложенные в методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. В законопроекте отсутствуют коррупциогенные факторы.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 года N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении".
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.