Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 608084-7 "О внесении изменения в статью 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан на основе обращений правоприменителей и направлен на повышение эффективности мер административной ответственности за действия, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и предусмотренные статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Статьей 20.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
В большинстве случаев за данное правонарушение назначается административное наказание в виде административного штрафа.
Как правило, рассматриваемое административное правонарушение совершается людьми, ведущими асоциальный образ жизни, которые уклоняются от уплаты штрафа, и применение данного вида административного наказания представляется недостаточно эффективным.
Например, на территории Самарской области за 12 месяцев 2017 года должностными лицам ОВД Самарской области за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 20.21 Кодекса, было назначено административных штрафов на сумму 2 766 933 рубля, из них правонарушителями было уплачено только 1 794 230 рублей, или 64,8%.
Аналогичная ситуация с неуплатой правонарушителями административных штрафов, предусмотренных указанной статьей Кодекса, складывается и по России в целом. Так, за 12 месяцев 2017 года из общей суммы штрафов 526 984 000 рублей, наложенных за совершение рассматриваемой категории правонарушений, было выплачено 333 595 000 рублей, что составляет 63,3%.
Применение административного наказания в виде административного ареста также показывает недостаточную эффективность борьбы с рассматриваемым видом правонарушения.
Поскольку появление в общественных местах в состоянии опьянения сопряжено с большим риском причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, законопроектом предлагается предусмотреть в качестве еще одного возможного вида административного наказания по данной статье обязательные работы.
Принятие законопроекта позволит обеспечить достижение цели административного наказания, а также послужит реализации целей Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р.
В заключении Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства на законопроект N 7-502 отмечается наличие в Кодексе статьи 20.25, предусматривающий административную ответственность за неуплату административного штрафа в установленный срок, в том числе ответственность в виде обязательных работ.
Следует отметить, что статья 20.25 Кодекса применяется в развитие других действующих статей, предусматривающих административную ответственность в виде обязательных работ, что не исключает эффективность применения каждой. Кроме того, применение статьи 20.25 Кодекса при неуплате штрафа, предусмотренного действующей редакцией статьи 20.21 Кодекса, значительно усложняет привлечение ряда граждан к административной ответственности, поскольку процессуальные действия должны пройти в несколько этапов (в отношении каждой статьи).
В дополнение необходимо отметить, что субъекты административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 Кодекса, как правило, нуждаются в исправлении и перевоспитании, что в наибольшей степени достигается через трудотерапию (обязательные работы). Метод трудотерапии давно зарекомендовал себя как один из самых эффективных.
При разработке законопроекта учтены требования, изложенные в методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. В законопроекте отсутствуют коррупциогенные факторы.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменения в статью 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.