Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 609456-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"
Досье на проект федерального закона
Всего в Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2016 года насчитывалось более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) федерального, регионального и местного значений, общая площадь которых составляет 207,5 млн га (с учетом морской акватории), что составляет 12,1% от площади территории России. В 2014, 2013 и 2012 годах данный показатель составлял 11,9% и 11,8% соответственно. Доля ООПТ федерального, регионального и местного значений без морских акваторий составила в 2015 году 11,46% от площади территории страны.
По данным Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году по состоянию на 1 июня 2016 года в Российской Федерации имеются 103 государственных природных заповедника, 48 национальных парков, 64 государственных природных заказника федерального значения, 2 243 государственных природных заказника регионального значения, более 8 тыс. памятников природы (в том числе 17 федерального значения), а также более 2,8 тыс. ООПТ иных категорий регионального и муниципального значений, установленные субъектами Российской Федерации в рамках действующего законодательства в сфере ООПТ.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 февраля 2018 года N 48-СФ "О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Бурятия" было решено разработать и направить в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части взимания платы за посещение особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений в целях туризма и отдыха.
Комиссия Совета законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии, рассмотрев проект законодательной инициативы N 7-519 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", рекомендовала Народному Хуралу Республики Бурятия доработать проект с учетом замечаний, указанных в заключении Комиссии, и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
С учетом замечаний, указанных в заключении Комиссии на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", направленный на установление возможности взимания платы за посещение особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений в целях туризма и отдыха, доработан.
На территории Республики Бурятия действуют 16 государственных природных заказников, в т.ч. 3 федерального значения (Алтачейский, Кабанский и Фролихинский) и 13 заказников регионального значения, 1 природный парк регионального значения, 3 заповедника федерального значения (Байкальский, Баргузинский и Джергинский), 2 национальных парка федерального значения (Тункинский и Забайкальский), 6 рекреационных местностей, в т.ч. 1 регионального значения и 5 местного значения, 57 памятников природы регионального значения. Общая площадь особо охраняемых природных территории 3,02 млн. га, в т.ч. около 0,7 млн. га регионального значения.
Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что за посещение физическими лицами территорий федеральных заповедников и национальных парков в целях познавательного туризма взимается плата, размер которой устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Так, размер платы за посещение национальных парков или заповедников федерального значения на территории Республики Бурятия составляет не более 200 рублей, также установлены льготы для отдельных категорий граждан. Получаемые средства направляются на строительство и развитие туристской инфраструктуры: создание и содержание экологических троп, зон для кемпинга, размещения зон сбора и дальнейшего вывоза мусора, проведение противопожарных мероприятий.
Между тем возможность взимания платы за посещение особо охраняемых природных территории регионального и местного значений не предусмотрена федеральным законодательством.
Ежегодно увеличивается туристский поток на региональные особо охраняемые природные территории Республики Бурятия. Так, в 2014 году он составлял 14,3 тыс. человек, а в 2017 году - 26,9 тыс. человек. В случае взимания платы за посещение особо охраняемых природных территории регионального и местного значений возможно ее направлять на развитие туристской инфраструктуры и решать вопросы "дикого" туризма. Кроме того, взимание платы позволит упорядочить поток туристов и, как следствие, снизить антропогенное воздействие на ареалы обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, в целях сохранения которых в основном и создаются особо охраняемые природные территории.
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", предусмотрев плату за посещение физическими лицами особо охраняемых природных территории регионального и местного значении в целях познавательного туризма и отдыха, размер которой устанавливается органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, в ведении которого находится особо охраняемая природная территория.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не повлечет за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.