Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 609801-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР).
Законопроектом предусмотрено включение в границы ТОР частей поверхностных водных объектов.
В связи с этим в решении Правительства Российской Федерации о создании ТОР предусматривается описание местоположения границ части поверхностного водного объекта, на которую распространяется соответствующий преференциальный режим деятельности.
Это позволит резидентам ТОР осуществлять деятельность, связанную с использованием водных объектов (рекреационная деятельность, строительство гидротехнических сооружение и т.д.).
Законопроектом предусмотрено, что резиденты ТОР приобретаю право пользования частями поверхностных водных объектов по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации.
В проектируемой статье 22.1 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) закрепляется, что полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в отношении частей поверхностных водных объектов, включенных в состав ТОР, определяются в соответствии с водным законодательством.
Предложение о создании (изменении границ) ТОР, включающей часть поверхностного водного объекта, должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
При этом предложение о создании (изменении границ) ТОР, в границы которой предполагается включить часть поверхностного водного объекта, направляется на согласование в указанные федеральные органы исполнительной власти с приложением в частности следующей информации:
- прогнозного анализа социально-экономических последствий создания ТОР;
- экономико-географических характеристик ТОР;
- сведений о наличии инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест.
Законопроектом предлагается признать утратившим силу пункт 5 части 2 статьи 3 Федерального закона N 473-ФЗ, в соответствии с которым в решении Правительства Российской Федерации о создании ТОР при необходимости предусматриваются минимальные требования к уровню применяемых резидентами ТОР технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности.
Предлагаемое решение обуславливается практикой, сложившейся при подготовке проектов постановлений Правительства Российской Федерации о создании ТОР.
Указанная норма является невостребованной - предусмотренные ей минимальные требования не устанавливаются в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.
При этом указанные требования могут быть закреплены в соглашении о создании ТОР, заключаемом в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 3 Федерального закона N 473-ФЗ, что позволит более оперативно корректировать требования, в соответствии с изменяющимися технологическими возможностями ведения некоторых видов экономической деятельности.
Законопроектом предусмотрено расширение перечня вопросов, которые могут быть предусмотрены в соглашении о создании ТОР (далее - соглашение), что необходимо для более полного закрепления обязательств сторон на первоначальном этапе создания ТОР.
Так, в соглашении может быть установлен порядок исполнения субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием обязательств по финансовому обеспечению размещения объектов инфраструктуры ТОР посредством осуществления строительства и реконструкции указанных объектов, а также установлены сроки проведения работ по описанию местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", и обязательство соответствующей стороны по их проведению.
Кроме того, соглашением могут быть предусмотрены меры ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных им обязательств.
Законопроектом предлагается уточнить, что наблюдательный совет ТОР проводит оценку эффективности функционирования ТОР в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается снять ограничение на количественный состав наблюдательного совета ТОР.
Данное положение введено в ходе анализа правоприменительной практики Федерального закона N 473-ФЗ, и обусловлено тем, что в настоящее время в состав ТОР могут входить более 10 муниципальных образований и соответственно исходя из положения о составе наблюдательного совета, куда входят представители муниципальных образований, ряд представителей войти не может по причине количественного ограничения.
Законопроектом предлагается установить запрет на предоставление преференциального режима ТОР организациям, осуществляющим банковскую, страховую, клиринговую деятельность, а также организациям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг и негосударственными пенсионными фондами.
Это предложение обуславливается целями применения режима ТОР только в отношении предприятий, осуществляющих реальное производство для повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции, как на российском рынке, так и на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон N 473-ФЗ в части уточнения порядка осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на ТОР.
Целями предлагаемых изменений является приведение положений Федерального закона N 473-ФЗ в соответствие с нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и снижение административного давления на добросовестных резидентов ТОР.
Так, предлагается сократить сроки, на которые могут быть продлены проверки в отношении резидентов ТОР.
В исключительных случаях проверки в отношении малых предприятий могут быть продлены не более чем на тридцать часов, в отношении микропредприятий - не более чем на десять часов, в отношении иных резидентов ТОР - не более чем на пятнадцать рабочих дней.
Аналогичные изменения предлагается внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток".
Законопроектом предусмотрено, что инвестиционные программы и планы развития государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций с государственным участием, в части их реализации на территории Дальневосточного федерального округа, согласовываются с Минвостокразвития России.
Законопроектом предлагается дополнить статью 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" новой частью 15.2, устанавливающей, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается ТОР, в срок не более чем шесть месяцев со дня заключения соглашения о создании ТОР или принятия решения об изменении ее границ направляют в орган регистрации прав документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта положительно повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона".
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, связанных с его реализацией.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации"
I. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации и акты федеральных органов исполнительной власти:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 1502 "О порядке согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций".
Законопроектом предусмотрено, что инвестиционные программы и планы развития государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций с государственным участием, в части их реализации на территории Дальневосточного федерального округа, согласовываются с уполномоченным федеральным органом, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С целью приведения положений постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 1502 в соответствии с указанной нормой законопроекта потребуется внесение соответствующих изменений.
Головной исполнитель - Минвостокразвития России.
Срок исполнения - в течение 2 месяцев со дня принятия законопроекта.
2) постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Законопроектом предусмотрено дополнение статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в части установления обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена территория опережающего социально-экономического развития, направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае подписания соглашения, устанавливающего или изменяющего границы территорий опережающего социально-экономического развития.
В связи с этим в пункт 19 указанных правил необходимо внести соответствующие изменения.
Головной исполнитель - Минвостокразвития России.
Срок исполнения - в течение 2 месяцев со дня принятия законопроекта.
3) приказ Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 27 февраля 2015 г. N 20 "Об утверждении Положения о наблюдательном совете территории опережающего социально-экономического развития".
Законопроектом предусмотрено исключение из Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" нормы, устанавливающей количественное ограничение состава наблюдательного совета (не более чем 10 человек), а также уточнение, что наблюдательный совет территории опережающего социально-экономического развития проводит оценку эффективности ее функционирования в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации.
В связи с этим в указанное положение необходимо внести изменения в части установления количественного состава наблюдательного совета и уточнения его компетенции.
Головной исполнитель - Минвостокразвития России.
Срок исполнения - в течение 2 месяцев со дня принятия законопроекта.
II. Принятие законопроекта не потребует разработки актов федеральных органов исполнительной власти и потребует разработки следующих актов Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении примерной формы соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития".
Законопроектом предусмотрено, что примерная форма соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития утверждается Правительством Российской Федерации.
С целью урегулирования указанных правоотношений необходимо издание указанного постановления Правительства Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минвостокразвития России.
Срок исполнения - в течение 2 месяцев со дня принятия законопроекта.
2) распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики проведения оценки эффективности функционирования территорий опережающего социально-экономического развития".
Законопроектом предусмотрено, что оценка эффективности функционирования территории опережающего социально-экономического развития осуществляется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации.
В связи с этим должен быть принят акт Правительства Российской Федерации, утверждающий указанную методику.
Головной исполнитель - Минвостокразвития России.
Срок исполнения - в течение 2 месяцев со дня принятия законопроекта.
III. Принятие законопроекта потребует отмены приказа Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 27 февраля 2015 г. N 22 "Об утверждении примерной формы соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития".
Законопроектом предусмотрено, что примерная форма соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития утверждается Правительством Российской Федерации.
В связи с этим указанный приказ должен быть отменен.
Головной исполнитель - Минвостокразвития России.
Срок исполнения - в течение 2 месяцев со дня принятия законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.