Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 611961-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О парламентском контроле"
Досье на проект федерального закона
Осуществление парламентом контрольной функции является одной из важнейших составляющих его деятельности, значимость которой определяется, с одной стороны, независимостью законодательной ветви власти, а с другой - представительной природой парламента. В тоже время эффективность парламентского контроля, любой из его форм (в том числе и эффективность парламентского запроса) зависит, главным образом, от наличия механизма его реализации.
Существующие формы парламентского контроля нашли свое отражение в установленных законом формах депутатской деятельности.
Согласно действующему законодательству, регулирующему вопросы статуса депутатов различных уровней, одной из основных форм депутатской деятельности является работа с избирателями. Наиболее активная форма такой работы - это, прежде всего, рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по которым депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные федеральным законодательством о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.
В то же время следует понимать, что полномочия депутатов по рассмотрению поступивших в их адрес обращений граждан существенно ограничены. Поэтому в 90% случаев депутат любого уровня обращается в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в целях защиты прав граждан и решения вопросов избирателей.
К сожалению, нередко должностные лица исполнительных органов власти и местного самоуправления задерживают ответы, дают формальные ответы либо перепоручают рассмотрение вопроса иному должностному лицу, вследствие чего работа над обращением гражданина тормозится или попросту прекращается. Именно поэтому депутаты разных уровней, получившие от граждан жалобы на работу чиновников, тоже должны иметь дополнительные рычаги воздействия на них.
Немаловажно, что на практике органы государственной власти и местного самоуправления работают с депутатскими запросами или иными обращениями в их адрес в том же порядке, который предусмотрен для обращений граждан. Указанный подход не в полной мере соответствует действующему законодательству, поскольку существует специальный закон, устанавливающий механизмы реализации депутатских полномочий.
Так, частью 2 статьи 17 Федерального закона N 3-ФЗ закреплено, что при обращении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по вопросам, связанным с их деятельностью, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации должностные лица указанных органов, объединений и организаций безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня получения обращения) дают ответ на это обращение и предоставляют запрашиваемые документы или сведения.
Таким образом, закон закрепляет общее правило "безотлагательного" реагирования на запрос депутата, и только при наличии определенного условия - необходимости получения дополнительных материалов - срок рассмотрения обращения продлевается до 30 дней.
Важно отметить, что этот механизм относится только к реализации права депутата на получение и распространение информации и в силу законодательной конструкции не применим к иным формам депутатской деятельности.
В связи с подобным отсутствием эффективных механизмов реализации некоторые формы работы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации имеют чисто декларативный характер.
Так, пунктом "з" части 1 статьи 7 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлена такая форма деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы как обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Однако ни в федеральном законе, ни в регламентах обеих палат парламента не содержится механизма реализации данной формы деятельности. Между тем данное полномочие является важным инструментом в системе сдержек и противовесов при реализации принципа разделения властей.
Распространение же на указанную форму парламентской деятельности правил части 2 статьи 17 Федерального закона N 3-ФЗ не основано на законе, поскольку мы имеем два самостоятельных параллельных механизма, которые не заменяют другу друга - формы депутатской деятельности и их реализация и права депутата и их реализация.
Такой подход подтверждается и установленной законодательной конструкцией: для формы депутатской деятельности законодатель применяет термин "немедленное пресечение обнаружившегося нарушения прав граждан", а для реализации права на получение информации - "безотлагательная дача ответа".
Таким образом, на сегодняшний день действующие нормативные правовые акты не содержат механизма реализации такой формы деятельности парламентариев как обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
В связи с изложенным законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О парламентском контроле" статьей 8.1, закрепляющей порядок рассмотрения обращения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
Предлагаемые изменения позволят сделать указанную форму парламентской работы не декларативным институтом, а рабочим инструментом по защите прав граждан.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О парламентском контроле"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О парламентском контроле" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О парламентском контроле"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О парламентском контроле" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
В случае принятия указанного Федерального закона может потребоваться внесение изменений в Регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.