Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 614970-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"
Досье на проект федерального закона
Протокол о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы подписан в городе Санкт-Петербурге 24 мая 2018 г. (далее соответственно - Протокол, Конвенция).
В качестве основы для переговоров со шведской стороной российская сторона использовала Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, одобренное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 84 "О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество" (далее - Типовое соглашение). Стороны также руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Необходимость внесения изменений в Конвенцию вызвана изменившимися условиями экономической деятельности, изменениями законодательства о налогах и сборах как в России, так и в Швеции, развитием двусторонних экономических связей и международных тенденций в области налогообложения, в частности, касающихся обмена информацией и борьбы со злоупотреблениями.
Положения Протокола отражают рекомендации Плана по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План BEPS) по следующим вопросам:
Действие 2 "Гибридные механизмы", направленное на нейтрализацию влияния гибридных схем на снижение налоговой нагрузки в части противодействия созданию условий для двойного неналогообложения или предоставления двойного вычета;
Действие 6 "Злоупотребление положениями договора", касающееся предотвращения злоупотреблениями положениями соглашений об избежании двойного налогообложения в части непредоставления льгот и преимуществ в рамках данных соглашений;
Действие 14 "Механизм разрешения споров", направленное на совершенствование механизма разрешения споров, связанных с применением соглашений об избежании двойного налогообложения.
Протокол дополняет Конвенцию положениями, разработанными в рамках Действий 2 и 6 Плана BEPS и регулирующими налогообложение дохода, полученного лицом или через него, которое считается прозрачным с точки зрения налогообложения согласно налоговому законодательству любого из Договаривающихся Государств, и позволяющими рассматривать данный доход в качестве дохода резидента Договаривающегося Государства, но только в той части, в которой такой доход считается доходом резидента этого Договаривающегося Государства для целей налогообложения в этом государстве.
В частности, в соответствии с Действием 6 Плана BEPS Протокол заменяет существующую преамбулу Конвенции новой преамбулой, содержащей общее намерение Договаривающихся Государств (Российской Федерации и Королевства Швеции) устранять двойное налогообложение, не создавая возможности для неналогообложения или пониженного налогообложения посредством избежания или уклонения от уплаты налогов, в том числе через использование резидентами третьих государств преимуществ, предоставляемых Конвенцией.
Также устанавливается правило определения резидентства для лица, не являющегося физическим, в случаях, когда такое лицо признается лицом с постоянным местопребыванием в обоих Договаривающихся Государствах, посредством проведения взаимосогласительной процедуры компетентными органами Договаривающихся Государств. Данное положение соответствует положениям Действия 6 Плана BEPS.
В соответствии с требованиями минимального стандарта Действия 14 Плана BEPS вносится изменение в Конвенцию, которое направлено на совершенствование механизма разрешения споров, связанных с осуществлением корректировки прибыли предприятия в рамках статьи 9 "Корректировка доходов" Конвенции, регулирующей налогообложение прибыли ассоциированных предприятий.
В рамках Действия 14 Плана BEPS Протокол вносит изменения в статью Конвенции, регулирующую вопросы проведения компетентными органами двух Договаривающихся Государств взаимосогласительной процедуры с целью разрешения вопроса о налогообложении лица не в соответствии с положениями Конвенции, в части предоставления налогоплательщику возможности обращения в компетентный орган любого Договаривающегося Государства для рассмотрения его вопроса и возбуждения взаимосогласительной процедуры.
Протокол содержит положения, соответствующие требованиям Действия 6 Плана BEPS, ограничивающие злоупотребления положениями Конвенции, а именно:
принцип основной цели (PPT - Principal Purpose Test);
положение об ограничении льгот в отношении определенных видов деятельности.
Принцип основной цели заключается в непредоставлении льгот и преимуществ, устанавливаемых Конвенцией в виде снижения налоговой ставки или освобождения от уплаты налогов, в случае если одной из основных целей совершения какой-либо сделки было получение такой льготы.
Положение об ограничении льгот направлено на непредоставление льгот, установленных Конвенцией, в отношении дохода компании, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства и получающей доход преимущественно из других государств от осуществления банковской, финансовой или страховой деятельности, морских перевозок, а также от выполнения функций штаб-квартиры или координационного центра по предоставлению административных услуг и иной поддержки группе компаний, которые осуществляют предпринимательскую деятельность преимущественно в других государствах, при условии, что такой доход в этом Договаривающемся Государстве облагается по более низкой налоговой ставке по сравнению с налогообложением доходов от аналогичной деятельности, осуществляемой на территории этого Договаривающегося Государства.
Данные положения соответствуют положениям статьи 29 Типового соглашения.
Протокол приводит в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации названия российских налогов (подпункт "а" пункта 3 статьи 2 "Налоги, на которые распространяется Конвенция" Конвенции), а также с налоговым законодательством Швеции названия шведских налогов (подпункт "Ь" пункта 3 статьи 2 "Налоги, на которые распространяется Конвенция" Конвенции). В связи с тем, что в Российской Федерации налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц были введены после подписания Конвенции, Протокол вносит соответствующие изменения, распространив сферу действия Конвенции на налоги на имущество и капитал и дополнив Конвенцию новой статьей 22 "Капитал".
Принимая во внимание, что Протокол расширяет сферу действия Конвенции путем распространения ее на налоги на имущество и капитал, Протокол приводит в соответствие название Конвенции, заменив слова "в отношении налогов на доходы" словами "в отношении налогов на доходы и капитал".
В связи со сменой названия компании - шведского партнера в шведско-норвежско-датском авиатранспортном консорциуме Скандинавиан Эйрлайнс Систем (SAS) уточняется название шведского партнера в статье 8 "Доходы от международных перевозок морским и воздушным транспортом" Конвенции и в статье 13 "Доходы от прироста стоимости имущества" Конвенции.
В целях стимулирования взаимных инвестиций и создания условий благоприятного режима налогообложения для организаций, задействованных в двусторонних российско-шведских инвестиционных отношениях, снижается размер участия в капитале компании, выплачивающей дивиденды, позволяющий применять у источника пониженную ставку налога на доходы в виде дивидендов, установленную подпунктом "а" пункта 2 статьи 10 Конвенции. В то же время сохраняются положения, касающиеся абсолютного выражения размера участия в капитале компании, выплачивающей дивиденды, в размере 80 ООО евро. Данная статья также дополнена положениями, позволяющими облагать у источника выплаты доходы по паям инвестиционных фондов, которые для этой цели приравнены к дивидендам.
Протокол дополняет статью 13 "Доходы от прироста стоимости имущества" Конвенции новым пунктом 4, положения которого позволяют осуществлять налогообложение доходов от отчуждения акций компаний или аналогичных прав в компании, более 50 процентов стоимости которых представлено недвижимым имуществом, в том Договаривающемся Государстве, где расположено такое недвижимое имущество.
В соответствии с современными требованиями международного сотрудничества в налоговой области в новой редакции изложена перенумерованная статья 26 "Обмен информацией", положения которой будут полностью соответствовать требованиям Организации Экономического Сотрудничества и Развития, Группы 20 и Глобального форума по транспарентности и обмену налоговой информацией и которые позволят Российской Федерации повысить эффективность обмена налоговой информацией между налоговыми органами России и Швеции по налогам любого вида и рода, включая косвенные.
Так, Протокол содержит положения, не позволяющие отказать в предоставлении информации, запрашиваемой другим государством, только на основании отсутствия заинтересованности в такой информации у запрашиваемого государства для собственных налоговых целей, а также на основании того, что такой информацией располагают банки и иные кредитные организации, номинальные держатели, агенты, доверительные управляющие или если такая информация относится к правам владения каким-либо лицом.
Протоколом зафиксирован взаимный отказ от легализации и апостилирования любых документов и информации, выдаваемых и направляемых компетентными органами как России, так и Швеции для применения Конвенции.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Протокол подлежит ратификации, поскольку он содержит правила иные, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в частности, статьями 284 и 309 Налогового кодекса Российской Федерации), в том, что касается налогообложения дивидендов, установленного режима налогообложения доходов от отчуждения акций или аналогичных прав в компании, более 50 процентов активов которой состоит из недвижимого имущества.
Протокол будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Швеции, привлечению взаимных инвестиций. Реализация Протокола не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета, а получение российскими налоговыми органами возможности запрашивать интересующую информацию у аналогичных шведских органов может привести к выявлению дополнительных источников налоговых поступлений в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация Протокола не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"
Принятие Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" не повлечет расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"
Принятие Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"
Принятие Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.