Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 614271-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи"
Досье на проект федерального закона
Право на доступ граждан России к информации гарантировано Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 29).
Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры - одно из ключевых условий реализации принципов построения информационного общества.
Заключая с оператором связи договор на оказание услуг связи, собственник квартиры в многоквартирном доме создает условия для реализации своего конституционного права на доступ к информации. Однако непосредственная реализация этого конституционного права зачастую проблематична из-за недостатков регулирования процедур взаимодействия всех заинтересованных сторон.
В силу прямого указания Жилищного Кодекса РФ для размещения оборудования связи на общем имуществе в многоквартирных жилых домах необходимо на общем собрании собственников получить разрешение не менее 2/3 голосов всех собственников помещений (ст.ст. 44, 46 ЖК РФ).
На практике обеспечить присутствие на собрании собственников жилья в количестве, достаточном для исполнения требования закона о принятии решения, практически невозможно.
Поэтому договоры на размещение оборудования связи в жилых домах заключаются с нарушением установленного законодательством порядка, либо вообще не заключаются. Как следствие, операторы связи сталкиваются с препятствиями со стороны лиц, уполномоченных на управление жилым фондом, которые используют непрозрачные схемы согласования размещения оборудования и требуют с операторов связи плату за размещение, за доступ в технические помещения, где размещено оборудование и т.д. Интернет-провайдеры выплачивают управляющим организациям около 2% своей выручки в год.
Указанные факторы негативно сказываются на темпах создания телекоммуникационной инфраструктуры, качестве и доступности услуг связи, развитии конкуренции.
Граждане, в свою очередь, сталкиваются с невозможностью получать услуги связи того оператора, чьи условия его устраивают.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи" (далее - Законопроект) разработан в целях устранения указанных негативных последствий.
Законопроект предусматривает специальное основание для размещения оборудования в жилом доме - выданные технические условия размещения оборудования связи на объектах общей собственности жилого дома (далее - Условия размещения оборудования связи). Для этого необходимо закрепить право оператора связи получить у лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, Условия размещения оборудования связи.
Техническая реализуемость Законопроекта обуславливается следующими факторами. Как правило, в каждом доме собственные сети связи имеют не более пяти-шести операторов связи широкополосного доступа к сети "Интернет". Такое количество оборудования операторов связи можно беспрепятственно разместить в каждом многоквартирном доме. При этом размещение оборудования не будет препятствовать возможности использования общим имуществом из-за того, что данное оборудование является малогабаритным, и размещается в технических помещениях многоквартирного дома.
Законопроект регламентирует порядок взаимодействия оператора связи и лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, в следующих правоотношениях:
- выдача оператору связи Условий размещения оборудования связи на объектах общей собственности многоквартирного дома осуществляется лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, на основании заявления оператора связи;
- предоставление оператором связи схемы размещения сетей электросвязи и средств электросвязи в данном жилом доме, соответствующей требованиям технических нормативов и правил размещения сетей связи в жилых домах, а также требованиям в области защиты жизни и здоровья граждан;
- закрепление исчерпывающего перечня оснований для отказа оператору связи в выдаче Условий размещения оборудования связи;
- введение контроля за соблюдением порядка взаимодействия лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, и оператора связи со стороны органа государственного жилищного надзора;
- сохранение права собственников отказать оператору связи в размещении оборудования связи путем проведения общего собрания.
Защита прав собственников обеспечивается путем введения положений об опубликовании информации о размещении оборудования на сайте управляющей компании и в месте общего пользования в многоквартирном доме, а также об установлении возможности принятия собственниками решения о запрете размещения или о демонтаже на объектах общего имущества многоквартирного дома сетей электросвязи и оборудования электросвязи.
Кроме того, Законопроект закрепляет, что за установку оборудования связи и доступ к нему с оператора связи плата не взимается, поскольку оператор связи в данном случае не использует имущество третьих лиц. В данном случае оборудование устанавливается в целях организации оказания услуг связи одному из собственников квартир, являющемуся одновременно и сособственником объектов общего имущества дома.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
При установке телекоммуникационного оборудования непосредственного пользования имуществом в многоквартирном доме оператором связи не происходит, поскольку данное оборудование размещается исключительно для оказания услуг связи жителям данного дома. Оператор связи не может рассматриваться как пользователь общих помещений в многоквартирном доме, поскольку он лишь предоставляет гражданам в пользование телекоммуникационное оборудование (средство связи) с целью оказания услуги связи.
Таким образом, Законопроект направлен на создание недискриминационных (равных) условий доступа всех операторов связи к инфраструктуре многоквартирных домов, направлен на обеспечение баланса интересов и конституционных прав собственников, создает важные условия развития современной телекоммуникационной среды.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи" не повлечёт за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи" потребует:
1. Принятия "Требований к форме и содержанию технических условий размещения сетей электросвязи и средств электросвязи", утверждаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Внесения дополнений в положения об органах государственного жилищного надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.