Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 611839-7 "О внесении изменения в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается внести изменение в подпункт 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предусматривающее отмену с 1 января 2019 года обязанности налогоплательщиков по восстановлению налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при получении субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2018 года уточнен порядок восстановления сумм НДС в случае получения налогоплательщиком субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение уже понесенных им затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
До 1 января 2018 года получатель субсидии на компенсацию своих затрат обязан был восстановить принятый ранее к вычету НДС только в случае, если субсидия включала в себя этот налог. С 1 января 2018 года налогоплательщик обязан восстановить НДС даже если в сумму субсидии и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат НДС не включен.
При этом до 1 июля 2017 года "входной" НДС, ранее принятый к вычету, налогоплательщику следовало восстанавливать в случае получения субсидий, включающих НДС, выделенных из федерального бюджета на частичную компенсацию затрат в связи с приобретением имущества, товаров, работ, услуг (изменения в подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ были внесены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Это объяснялось тем, что в федеральный бюджет направляются уплаченные организациями и предпринимателями суммы НДС.
Принятие же к вычету (возмещению) налога, уплаченного за счет средств данного бюджета, приводило к повторному возмещению налога из этого бюджета.
Если субсидии выделялись из иных бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение вышеуказанных затрат, то в отношении таких субсидий норма, предусмотренная подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, не применялась.
Действующая редакция подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ предусматривает необходимость восстановления НДС при получении субсидий и бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы РФ. Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано определение понятию "бюджетная система Российской Федерации" - это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Таким образом, при получении субсидии из любого из перечисленных бюджетов требуется восстанавливать НДС в федеральный бюджет, что приводит к пополнению федерального бюджета за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Указанные выше изменения, внесенные в подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, приводят к сокращению суммы получаемой субсидии и (или) бюджетных инвестиций из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на сумму восстановленного НДС. Необходимо отметить, что получателями субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в основном являются организации, занимающиеся созданием и развитием инфраструктуры индустриальных парков, промышленных площадок, промышленные предприятия и сельскохозяйственные товаропроизводители регионов. Предоставление указанным организациям субсидий зачастую обеспечивает их бесперебойную и эффективную работу, а внесённые в НК РФ изменения требуют увеличения необходимых объемов субсидирования из бюджетов субъектов Российской Федерации на сумму НДС, подлежащего восстановлению, а также к сокращению доводимого до получателей общего объема субсидии на сумму НДС, подлежащую восстановлению в федеральный бюджет.
Так, к примеру, в целях формирования благоприятной инвестиционной среды бюджетом Калужской области предоставляются субсидии промышленным предприятиям. В 2018 году в связи с введением новых правил восстановления НДС промышленные предприятия, получающие субсидии, будут недополучать средства в размере около 100 млн. рублей. Уполномоченные организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков и технопарков Калужской области (далее - уполномоченные организации) при получении субсидий на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг будут обязаны восстановить НДС в размере 30,5 млн. рублей, а сельскохозяйственные предприятия Калужской области - в размере 18,2 млн. рублей.
При этом, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, субсидии преимущественно рассчитываются от стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) без учета НДС.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.