Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), предусматривающие наделение федеральных органов государственной власти в сфере образования полномочием по установлению порядка обеспечения учащихся, получающих начальное общее образование в общеобразовательных организациях, питьевым молоком, кисломолочными продуктами, соком прямого отжима в индивидуальных упаковках за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложено полномочие по установлению случаев и порядка обеспечения питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а на органы местного самоуправления - за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Предлагаемые законопроектом изменения необоснованно ограничивают самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении возложенных на них полномочий, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также самостоятельность органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Совместным приказом Минздравсоцразвития России N 213н и Минобрнауки России N 178 от 11 марта 2012 г. утверждены методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, согласно которым при организации питания рекомендуется учитывать индивидуальные особенности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия) и включать в рационы питания все группы продуктов, в том числе молоко, молочные продукты и соки натуральные.
Приказом Минздрава России от 19 августа 2016 г. N 614 утверждены рекомендуемые рациональные нормы потребления детьми пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания.
Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409-08), утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. N 45, в рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, в том числе используемые для приготовления блюд и напитков, для обучающихся общеобразовательных учреждений включено молоко в объеме 300 мл, соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в том числе, инстантные - 200 мл., фрукты (плоды) свежие - 200 г. Кисломолочные продукты рекомендуется включать в рацион 1 раз в 2 - 3 дня.
Таким образом, наличие в рационе учащихся молока, кисломолочных продуктов, фруктов и соков предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, Роспотребнадзор обращает внимание, что число детей с непереносимостью молока или аллергическими реакциями на соки ежегодно увеличивается, в связи с этим Роспотребнадзор считает излишним вносить изменения в федеральное законодательство, связанные с обязательным введением обеспечения питьевым молоком и соками прямого отжима в образовательных организациях.
Вместе с тем, учитывая, что учащиеся большую часть времени находятся в образовательных организациях, необходимо в первую очередь организовать полноценное, сбалансированное горячее питание с выполнением всех норм питания, в том числе по молоку, молочным продуктам и сокам.
Практическая реализация предлагаемого законопроекта может создать риски того, что полноценное горячее питание в общеобразовательных организациях будет подменено выдачей молока и соков.
На основании вышеизложенного определение медицинских противопоказаний к употреблению отдельных видов продуктов питания потребует проведения дополнительных медицинских обследований всех учащихся.
Помимо этого в проект федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография" включены мероприятия, предусматривающие внесение изменений в санитарно-эпидемиологические требования к организации питания на объектах социальной инфраструктуры с учетом принципов здорового питания в целях укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также совершенствование государственного регулирования в области качества производства пищевой продукции, отвечающей принципам здорового питания, в том числе обогащенной витаминами и микроэлементами.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его принятие повлечет дополнительные расходы консолидированного бюджета Российской Федерации. В нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законопроекте отсутствуют положения, определяющие источники и порядок исполнения новых расходных обязательств.
Кроме того, положения законопроекта не соответствуют установленному статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципу самостоятельности бюджетов, согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации представленный законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 10 декабря 2018 г. N 10126п-П8 "Заключение на проект федерального закона N 611622-7 "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, В.В. Жириновским, С.М. Мироновым, В.И. Кашиным"
Текст письма официально опубликован не был