Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 611260-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Плата за сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме разделена на 2 части:
1. плата за накопление твердых коммунальных отходов включена в состав платы за содержание жилого помещения. Внесение этой платы осуществляется собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах управляющей организации, ТСЖ, ЖСК.
За счет этой платы выполняются работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, организации сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов (пункт 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290).
Однако согласно пункту 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, бремя содержания территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, собственники помещений в многоквартирном доме несут только в том случае, если она входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. В остальных случаях это бремя возлагается на собственника земельного участка. Контейнерная площадка является местом накопления (пункт 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами). По смыслу пункта 8 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами место погрузки определяется местом накопления. Соответственно речь идет о содержании территории возле контейнерной площадки, а не самой территории контейнерной площадки и расположенных на ней конструкций.
Поэтому собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах независимо от права собственности на места накопления обязаны вносить управляющей организации указанную выше плату.
2. плата за транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов включена в состав платы за коммунальные услуги. Внесение этой платы осуществляется собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах управляющей организации, ТСЖ, ЖСК для последующего расчета с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами или непосредственно этому региональному оператору при прямом договоре между ним и собственниками.
Размер платы для граждан устанавливается следующим образом:
1. плата за накопление - на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ, ЖСК либо органа местного самоуправления (части 3, 7, 8 статьи 156, часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации) исходя из площади жилого помещения;
2. плата за транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (обращение с твердыми коммунальными отходами) - в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно принимает решение об осуществлении собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах оплаты этой услуги исходя из общей площади жилого помещения или исходя из количества проживающих в жилом помещении. Далее размер платы устанавливается следующим образом:
2.1. в общем порядке - исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов по цене за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенную в пределах утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
2.2. при осуществлении раздельного сбора твердых коммунальных отходов исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления твердых коммунальных отходов по цене за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенную в пределах утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации единого тарифа за услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме будут вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из фактического или нормативного объема накопления твердых коммунальных отходов.
Очевидно, что расчет соответствующей платы исходя из фактического объема накопления твердых коммунальных отходов, который может осуществляться только при организации раздельного накопления отходов, будет не только максимально точным, но и более выгодным для граждан. Это показывает практика расчета платы по другим видам коммунальных услуг (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия), осуществляемой исходя из показаний приборов учета их потребления. Однако сегодня условия для осуществления собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме раздельного накопления отходов и, как следствие, экономии их средств не созданы.
В связи с этим законопроектом предлагается создать законодательные условия для организации собственниками помещений в многоквартирном доме раздельного накопления отходов.
В частности, законопроектом (пункт 3) предусматривается наделение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме полномочием на принятие решения об организации раздельного накопления твердых коммунальных отходов, в котором определяются порядок и условия раздельного накопления таких отходов. При этом, если земельный участок, на котором планируется организовать место раздельного накопления, относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, указанным решением общего собрания собственники наделяют лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, полномочием по согласованию с органом местного самоуправления места накопления твердых коммунальных отходов. Для того, чтобы исключить со стороны органов местного самоуправления случаи необоснованного отказа в согласовании места раздельного накопления, законопроектом (пункт 1, абзац третий пункта 8) предусматривается установление Правительством Российской Федерации порядка указанного согласования.
Если же земельный участок, который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, мал для организации места раздельного накопления твердых коммунальных отходов, или земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет, орган местного самоуправления на основании решения общего собрания собственников помещений об организации раздельного накопления твердых коммунальных отходов обязан провести мероприятия по организации места раздельного накопления таких отходов (пункт 2, абзац второй пункта 8 законопроекта). Для того, чтобы исключить со стороны органов местного самоуправления случаи необоснованного отказа в организации места раздельного накопления, законопроектом (пункт 1, абзац второй пункта 8) предусматривается установление Правительством Российской Федерации порядка организации места накопления твердых коммунальных отходов.
Принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решение об организации раздельного накопления твердых коммунальных отходов реализуется лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом (пункты 4, 7 законопроекта).
Кроме того, законопроектом предусматривается порядок осуществления расчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, при котором, если собственники помещений в многоквартирном доме организовали раздельное накопление, соответствующая плата рассчитывается исходя из фактического объема твердых коммунальных отходов, переданных региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 5 законопроекта).
Для того, чтобы исключить случаи вывоза твердых коммунальных отходов и полезных фракций в одном контейнере при осуществлении раздельного их накопления, законопроектом (пункт 6 законопроекта) предусматривается обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, заключить договоры со специализированными организациями на утилизацию полезных фракций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием законопроекта "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.