Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 613444-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона направлен на совершенствование законодательства в сфере организации деятельности заправочных станций для маломерных судов.
В настоящее время существует 3 потенциальных варианта организации заправки маломерных судов.
Первый вариант - стационарная береговая заправочная станция. Данный тип заправки является наиболее распространённым вариантом в европейских странах.
Второй вариант - заправка судов специальными бензовозами, предназначенными для заправки маломерного флота.
Третий вариант - стоечные наливные суда, которые в соответствии с действующим федеральным законодательством подлежат регистрации в Российском речном регистре, как несамоходные суда-бункеровщики, с предъявлением к ним требований по аналогии с танкерами. Сезонность эксплуатации, небольшой объём реализации топлива (по сравнению со стационарными заправочными станциями), большие финансовые вложения и сложность с получением разрешительной документации делают данный вид бизнеса нерентабельным.
Кроме того, второй и третий варианты потенциально более опасны для окружающей среды, чем первый вариант, так как связаны с непосредственным контактом при заправке между наливным стоечным судном или бензовозом с одной стороны и заправляемым маломерным судном с другой стороны. Риск розлива топлива в водный объект при подобном контакте значительно выше, чем при заправке маломерного судна со стационарной береговой заправочной станции.
Таким образом, наиболее перспективным вариантом является стационарная береговая заправочная станция в местах с уже развитой инфраструктурой для маломерных судов (яхт-клубы, марины). Данный вариант давно и успешно реализуется в европейских странах с развитой инфраструктурой водного туризма (Хорватия, Черногория, Сербия, Греция, Кипр), где законодательно созданы благоприятные условия для строительства заправок вдоль побережья.
В соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса Российской Федерации), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств. Вместе с тем требования в области охраны окружающей среды для заправочных станций для маломерных судов в настоящее время законодательно не определены. Кроме того, на практике возникает проблема с отнесением базы (сооружения) для стоянки маломерных судов к инфраструктуре водных путей.
В результате строительство заправочных станций для маломерных судов в пределах водоохранной зоны становится затруднительным.
В целях законодательного урегулирования вышеуказанных вопросов проектом федерального закона предлагается внесение изменений в следующие законодательные акты Российской Федерации: Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Проект федерального закона подготовлен с учетом заключения Правительства Российской Федерации от 11.12.2018 исх. N 10174п-П9.
Проектом федерального закона предлагается дополнить перечень исключений из установленного пунктом 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации запрета случаем, когда автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях баз (сооружений) для стоянки маломерных судов или предназначены для обеспечения нужд электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса Российской Федерации. При этом соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса Российской Федерации должно быть подтверждено положительным заключением государственной экологической экспертизы.
Проектом федерального закона к перечню объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, установленному статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", предлагается отнести также проектную документацию автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, планируемых к размещению в границах водоохранных зон на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей, баз (сооружений) для стоянки маломерных судов или предназначенных для обеспечения нужд электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше.
На основании информации, полученной от органов государственной власти субъектов Российской Федерации в границах Волжского бассейна, Центрального федерального округа, а также регионов с развитой инфраструктурой водного туризма, потребность в автозаправочных станциях, расположенных на территориях баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, существует в 9 субъектах Российской Федерации, количество необходимых заправочных станций варьируется от 1 до 7 для каждого из регионов.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" финансовое обеспечение проведения государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет соответствующего бюджета при условии внесения заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, сбора, рассчитанного в соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. При этом согласно части 15 статьи 6 Федерального закона от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" бюджетные ассигнования на реализацию государственных полномочий по проведению государственной экологической экспертизы, предоставляются в случае и в пределах поступления доходов федерального бюджета от сборов, вносимых заказчиками документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, организация и проведение которой осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, рассчитанных в соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы. Учитывая данные положения законодательства, полагаем, что принятие проекта федерального закона не приведет к увеличению бюджетных расходов.
Кроме того, проектом федерального закона предлагается внесение изменений в часть 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающих обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектной документации автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, планируемых к размещению в границах водоохранных зон на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей, баз (сооружений) для стоянки маломерных судов или предназначенных для обеспечения нужд электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше.
Проект федерального закона был направлен в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в границах Волжского бассейна, Центрального федерального округа, а также регионы с развитой инфраструктурой водного туризма. По итогам данного опроса многими регионами (Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чувашия, Астраханская область, Волгоградская область, Ивановская область, Кировская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Саратовская область, Смоленская область) отмечена актуальность проекта федерального закона, а также необходимость строительства стационарных заправочных станций в целях развития водного туризма.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополнительного финансирования из средств государственных бюджетов не потребуется.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.