Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 613239-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" разработан в целях совершенствования законодательного регулирования деятельности кредитных организаций при реализации требований по сбору биометрических персональных данных и проведению удаленной биометрической идентификации.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), дополнив его положениями, предусматривающими:
обязательность осуществления банками сбора биометрических персональных данных помимо филиалов только во внутренних структурных подразделениях, осуществляющих операции по привлечению денежных средств физических лиц во вклады и (или) по открытию и ведению счетов физических лиц и (или) по предоставлению денежных средств физическим лицам;
возложение на банки с базовой лицензией обязанностей, связанных со сбором биометрических персональных данных, с 1 января 2021 года с предоставлением указанным банкам права осуществлять соответствующие действия ранее указанного срока при условии направления в Банк России заявления об этом;
право банков использовать информацию, полученную из единой биометрической системы, в целях осуществления любых банковских операций и сделок с клиентами - физическими лицами.
Актуальность предлагаемых изменений обусловлена следующим.
Действующем регулированием Федерального закона N 115-ФЗ установлена общая обязанность для банков, соответствующих определенным критериям, обеспечить сбор биометрических персональных данных без указания его подразделений, где такого рода действия должны осуществляться.
Вместе с тем, целевой функционал отдельных видов внутренних структурных подразделений банков (например, операционных касс вне кассового узла) не в полной мере соответствует тем клиентским операциям, для упрощения совершения которых, главным образом, осуществляется сбор биометрических персональных данных. В этой связи законопроектом предлагается конкретизировать виды внутренних структурных подразделений, в которых банки обязаны обеспечить сбор биометрических персональных данных, исходя из осуществляемых ими функций.
Обеспечение сбора биометрических персональных данных требует изменения инфраструктуры банков, включая ИТ-доработки в части информационной безопасности, что обосновано в первую очередь необходимостью обеспечить максимальную защиту персональных данных граждан. Указанная технологическая доработка требует материальных и человеческих ресурсов. Крупные банки - банки с универсальной лицензией уже приступили к внедрению необходимых инфраструктурных решений. Банкам с базовой лицензией в силу их меньшего размера требуется больше времени для подготовки и внедрения механизма удаленной идентификации. В этой связи предлагается для таких банков установить срок по подключению к Единой биометрической системе для сбора биометрических персональных данных до 1 января 2021 года. При этом, в случае готовности, банки с базовой лицензией смогут на добровольной основе подключаться к системе и осуществлять сбор биометрических персональных данных до наступления указанного срока.
Предоставление банкам возможности использования сведений из Единой биометрической системы в целях осуществления любых банковских операций и сделок с клиентами - физическими лицами позволит:
не создавать банку собственные биометрические решения, а пользоваться уже существующей защищенной инфраструктурой;
снизить стоимость предоставления банковских услуг для клиента за счет сокращения издержек на разработку собственных решений;
повысить качество и скорость предоставления услуг.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.