Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 618787-7 "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан на основе обращений правоприменителей и направлен на совершенствование порядка привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Как показал анализ соответствующей правоприменительной практики, указанный порядок не позволяет зачастую органам, осуществляющим федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, оперативно реагировать на нарушения законодательства в области семеноводства сельскохозяйственных растений и эффективно осуществлять свои полномочия.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий органом, осуществляющим федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, выявляются факты использования хозяйствами для высева семян, не прошедших проверку сортовых и посевных качеств, некондиционных семян, семян низких репродукций.
В основном нарушения, административная ответственность за которые предусмотрена статьей 10.12 КоАП РФ, совершаются в период весеннего и осеннего сева. Учитывая климатические условия некоторых регионов, в данном случае, например, в Самарской области, посев яровых и озимых культур проводится сельхозтоваропроизводителями в достаточно сжатые сроки, которые определяются погодными условиями, готовностью пашни к посевным работам. В то же время проверки по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области семеноводства сельскохозяйственных растений проводятся в течение всего года в соответствии с планом проверок, утвержденным прокуратурой. На практике складывается такая ситуация, когда за правонарушения в области семеноводства сельскохозяйственных растений, заключающиеся в высеве семян неизвестного происхождения, или высеве семян, качество которых не соответствует требованиям ГОСТов (некондиционных), организации, их допустившие, могут быть привлечены к ответственности только в случае, если плановая проверка в отношении них проводится в течение двух месяцев после высева (примерно с 1 мая по 30 июня и с 1 сентября по 30 октября).
Сроки проведения посевных работ ограничены временными рамками и составляют два месяца. Только в этот период возможно обнаружить правонарушения. Например, в 2017 году органами, осуществляющими федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, выявлено 16 правонарушений по статье 10.12 КоАП РФ, из них только по 9 возбуждены административные дела, по 7 выявленным правонарушениям административные дела не возбуждались в связи с истечением срока давности.
Кроме того, для проведения дополнительных исследований или получения иной информации, необходимой для подтверждения факта совершения правонарушения, например получения информации о качестве семян сельскохозяйственных растений в организации, осуществляющей оценку качества, проведение сертификации и апробации семян сельскохозяйственных растений, необходимо дополнительное время.
Также сокращение количества проверок в отношение субъектов малого бизнеса (с 251 проверки в 2015 году до 48 проверок в 2017 году) и низкий размер административного штрафа за указанные правонарушения способствуют нежеланию сельхозтоваропроизводителей соблюдать требования законодательства в области семеноводства сельскохозяйственных культур.
Административный штраф за впервые допущенные нарушения при производстве, заготовке, обработке, хранении, реализации, транспортировке и использовании семян сельскохозяйственных растений в соответствии со статьей 10.12 КоАП РФ составляет 5000 рублей. Если лицо, совершившее правонарушение, является субъектом малого и среднего предпринимательства, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.
В то же время на оформление документов, подтверждающих сортовые и посевные качества, организация, выращивающая минимальный набор культур, затрачивает примерно 5000 рублей в год.
Таким образом, сельхозтоваропроизводителям выгоднее заплатить административный штраф или быть подвергнутым наказанию в виде предупреждения либо вообще избежать административной ответственности в связи с истечением срока.
С учетом данных обстоятельств законопроектом предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в области семеноводства сельскохозяйственных растений до одного года.
Также законопроектом предлагается отнести правонарушения в области семеноводства сельскохозяйственных растений к правонарушениям, в отношении которых проводится административное расследование, для установления дополнительного времени, которое необходимо для проведения экспертизы и иных процессуальных действий, требующих временных затрат.
Проект доработан с учетом заключения Комиссии Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства по проекту законодательной инициативы N 7-417 "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", подготовленному в порядке реализации права законодательной инициативы Самарской Губернской Думой.
При разработке законопроекта учтены требования, изложенные в методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. В законопроекте отсутствуют коррупциогенные факторы.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.