Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 617312-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект федерального закона) предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на совершенствование законодательного регулирования обеспечения безопасности людей на водных объектах Российской Федерации.
Актуальность предлагаемых изменений обусловлена участившимися нарушениями судоводителями Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 29 июня 2005 г. N 502, пренебрежение безопасностью окружающих и создание аварийно опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан.
В 2017 году при общем снижении числа происшествий на водных объектах Российской Федерации наблюдалось увеличение числа происшествий с маломерными судами. Так, по данным МЧС России за 2017 год зафиксированы 44 аварийных происшествия с маломерными судами, количество аварийных происшествий увеличилось в сравнении с 2016 годом на 12 процентов (в 2016 году - 32 происшествия), в результате которых погибли 38 человек (в 2016 году - 43 человека), получили травмы 19 человек (в 2016 году - 19 человек).
Статистика происшествий с маломерными судами
Год |
Количество аварий с маломерными судами |
Число погибших при авариях с маломерными судами |
2013 |
31 |
27 |
2014 |
29 |
17 |
2015 |
36 |
32 |
2016 |
32 |
43 |
2017 |
44 |
38 |
Основными причинами происшествий с маломерными судами в 2017 году явились нарушение правил плавания, превышение скоростных режимов и неумелое маневрирование судоводителей, в результате которых происходили столкновения судов (13 случаев), затопления судов (6 случаев), удары о препятствия (8 случаев), неправильное размещение людей и грузов на борту судна (7 случаев) и опрокидывания (14 случаев). В 11 случаях маломерные суда, участвовавшие в авариях, управлялись лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения (в 2016 году - в 9 случаях). Из общего количества судов, с которыми произошли происшествия, 12 судов затонули (в 2016 году - 9 судов), 17 судов получили повреждения (в 2016 году - 15 судов).
Четверть всех аварий произошла в пределах судового хода, куда маломерным судам согласно пункту 145 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 г. N 129, заходить разрешалось в исключительных случаях. При этом маломерное судно не должно затруднять движение других судов и заблаговременно уходить с их пути.
По данным МЧС России в процессе проведения Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России мероприятий по надзору в 2017 году выявлено 41146 нарушений, по результатам которых составлены протоколы об административных правонарушениях, в их число входит количество вынесенных постановлений о назначении административного наказания без составления административного протокола.
Основными административными правонарушениями в 2017 году были:
нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления, - 17149 правонарушений;
нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на маломерных судах - 9765 правонарушений;
управление судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном, - 7057 правонарушений;
нарушение правил плавания - 4748 правонарушений;
управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, - 221 правонарушение.
В последние годы стабильно высоким остается количество случаев управления маломерными судами судоводителями, находящимися в состоянии опьянения (в 2013 году - 159 правонарушений, в 2014 году - 195 правонарушений, в 2015 году - 215 правонарушений, в 2016 году - 242 правонарушения, в 2017 году - 221 правонарушение). Все чаще это приводит к причинению гражданам вреда здоровью различной степени тяжести, а также к смерти потерпевших.
Многочисленные человеческие жертвы повлекла авария маломерного судна, произошедшая в Челябинской области 2 июня 2017 года вблизи реки Тогузак (пруд Максим). В результате управления незарегистрированным маломерным судном лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, с превышением нормы по количеству людей на борту (на судне было 9 человек) произошло опрокидывание судна и его затопление. В результате аварии погибли 7 человек, в том числе 2 человека с берега при попытке оказать помощь утопающим.
Аналогичная трагедия в 2018 году произошла и в Волгограде. Так, на реке Волге 11 июня 2018 года в 250 метрах от берега частный прогулочный 12-местный катамаран столкнулся с баржей. На судне находились 16 пассажиров. В результате происшествия погибли 11 человек, в том числе 17-летняя девушка, 5 человек пострадали.
Ежегодно во многих субъектах Российской Федерации по причине нарушения правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации в местах неорганизованного отдыха на водных объектах граждане получают травмы и повреждения различной степени тяжести.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлена специальная норма, предусматривающая ответственность судоводителей за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью людей при нарушении правил эксплуатации маломерных судов. Это способствует безответственному поведению судоводителей на водоемах и безнаказанности лиц, совершивших правонарушения.
В связи с изложенным законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие по аналогии со статьями 11.5 и 12.24 указанного кодекса административную ответственность судоводителей за нарушение правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также ужесточить ответственность для судоводителей, управляющих маломерными судами в состоянии опьянения.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать предупреждению происшествий с маломерными судами и получения гражданами травм и повреждений различной степени тяжести.
В проекте федерального закона учтены предложения Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.
Председатель |
Н.П. Семисотов |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительного финансирования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.