Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 618625-7 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время помещение несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее также - Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон N 120-ФЗ) в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Российская Федерация как правовое государство обязана обеспечивать эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия, гарантирующего охрану прав и свобод человека и гражданина от произвола властей и отвечающего требованиям справедливости, осуществляющегося на основе законодательно закрепленных критериев, которые в нормативной форме (в виде общих правил) предопределяют, в каком суде и в какой процедуре подлежит рассмотрению конкретное дело, что позволяет суду (судье), сторонам, другим участникам процесса, а также иным заинтересованным лицам избежать правовой неопределенности в данном вопросе (постановления от 20 февраля 2006 года N 1-П, от 21 января 2010 года N 1-П, от 26 мая 2011 года N 10-П, от 19 июля 2011 года N 17-П и др.).
Отдельные нормы Федерального закона N 120-ФЗ, регулирующие вопросы рассмотрения судами дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (далее - учебные учреждения закрытого типа), а также в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - центры временного содержания), не регламентируют всех стадий процесса рассмотрения дел, не определяют порядка судопроизводства по данным делам и основных принципов его осуществления.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 690-О данные дела возникают из административных и иных публичных правоотношений.
Закрепление системного правового регулирования рассмотрения судами дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в учебных учреждениях закрытого типа и центрах временного содержания, в административном судопроизводстве позволит обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод несовершеннолетних, основных процессуальных гарантий несовершеннолетних и приоритет наилучшего обеспечения интересов ребенка.
Принимая во внимание изложенное, Верховный Суд Российской Федерации разработал проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - законопроект).
Указанный законопроект предусматривает включение в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) главы 31.2 "Производство по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел" и главы 31.3 "Производство по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа".
Для наилучшего обеспечения интересов ребенка законопроектом предусмотрен максимальный объем процессуальных гарантий судебной защиты прав несовершеннолетних.
В частности, законопроектом закрепляются:
- право несовершеннолетнего на личное участие в судебном заседании (часть 6 статьи 285.9, часть 8 статьи 285.16);
- право на оказание профессиональной юридической помощи, реализуемое путем обязательного участия в деле адвоката, если у суда отсутствуют сведения о наличии у несовершеннолетнего представителя, отвечающего требованиям статьи 55 КАС РФ (части 3, 5 статьи 285.9, части 5, 7 статьи 285.16);
- право на участие законных представителей несовершеннолетнего, наделенных полным объемом процессуальных полномочий;
- право апелляционного и кассационного обжалования в порядке, предусмотренном главами 34, 35 КАС РФ (статьи 285.12, 285.19).
В целях соблюдения конфиденциальности информации, касающейся несовершеннолетних, законопроектом также предлагается закрепить возможность рассмотрения дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в центрах временного содержания и учебных учреждениях закрытого типа, в закрытом судебном заседании (часть 2 статьи 285.9 и часть 4 статьи 285.16), что будет соответствовать положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 6) и Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Правило 8).
Законопроект устанавливает, что о принятии заявления к производству суд информирует уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, который вправе участвовать в рассмотрении дела и дать заключение по делу (часть 2 статьи 285.8, часть 2 статьи 285.15). Указанное позволит уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации оперативно реагировать на возникшую ситуацию и реализовать свои права в защиту интересов несовершеннолетнего.
Законопроект предусматривает возможность утверждения судом соглашения о примирении по делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в учебном учреждении закрытого типа (часть 10 статьи 285.16). К числу вопросов, по которым судом может быть утверждено соглашение о примирении, относится вопрос о порядке (сроках, месте) проведения медицинского освидетельствования, которое необходимо для определения возможности помещения несовершеннолетнего в учебное учреждение закрытого типа (например, в каком медицинском учреждении может быть проведено медицинское освидетельствование несовершеннолетнего). Возможность заключения соглашения о примирении по указанной категории дел направлена на сохранение семейных связей.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в раздел I (Общие положения) КАС РФ, в соответствии с которыми названные выше дела включаются в перечень административных дел, рассматриваемых судами в порядке судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 КАС РФ).
Предлагаются изменения в статью 120 раздела II (Меры процессуального принуждения), допускающие возможность применения привода к несовершеннолетним лицам старше четырнадцати лет, что улучшает положение несовершеннолетних по сравнению с действующими нормами Федерального закона N 120-ФЗ, допускающими применение привода к несовершеннолетним независимо от их возраста (пункт 5 статьи 26 указанного закона).
В связи с изменениями, предлагаемыми в КАС РФ, законопроект предусматривает внесение корреспондирующих изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Одновременно с названным выше законопроектом подготовлены проекты федеральных законов "О внесении изменений в статью 92 Уголовного кодекса Российской Федерации" и "О внесении изменений в статью 432 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Внесение в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации изменений, направленных на введение системной правовой регламентации процесса рассмотрения судами дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в учебных учреждениях закрытого типа и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, повысит уровень защиты прав несовершеннолетних.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" не потребует дополнительных затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" потребует признания утратившими силу отдельных положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.