Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 619706-7 "О внесении изменений в статьи 14.7 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14.7 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с учетом большой общественной значимости вопроса обеспечения качества и безопасности пищевой продукции направлен на усиление административной ответственности за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области), в 2017 году с целью контроля за качеством и безопасностью продуктов питания в лабораториях ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" было проведено исследование более 28 ООО проб пищевых продуктов. По санитарно-химическим показателям исследовано 5 577 проб пищевых продуктов, удельный вес нестандартных проб составил 0,3% (повышенное содержание нитратов в плодоовощной продукции).
Исследовано 16 462 пробы пищевых продуктов по показателям микробиологической опасности, удельный вес нестандартных проб составил 2,3% (преимущественно кремовые кондитерские изделия, детское питание, пиво, кулинарные изделия, выработанные по нетрадиционной технологии).
По физико-химическим показателям исследовано около 4 000 проб пищевых продуктов, удельный вес нестандартных проб составил 3,8% (повышенное содержание глазури в рыбе, фальсифицированная молочная продукция и др.).
При этом сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в 2017 году забраковано 7 386 кг (842 партии) продовольственного сырья и пищевых продуктов.
В настоящее время частью 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за введение покупателей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара установлена административная ответственность в виде наложения штрафа:
на граждан - от 3 000 до 5 000 рублей;
на должностных лиц - от 12 000 до 20 000 рублей;
на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.
Вместе с тем правоприменительная практика показывает, что указанные размеры штрафов не оказывают должного превентивного воздействия на недобросовестных изготовителей, так как оборот фальсифицированной продукции многократно компенсирует данные издержки.
Кроме того, в настоящее время одним из проблемных вопросов остается выявление фальсифицированной продукции, в том числе в социальных учреждениях Нижегородской области.
Согласно информации, полученной от Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Агентство по развитию производства, кооперации и конкуренции", в целях проверки качества закупаемой учреждениями социальной сферы продукции в 2017 году было отобрано 297 проб (образцов) продуктов питания. Результаты исследования показывают, что 60% (177 проб) отобранных образцов соответствует условиям заключенных контрактов, в остальных 40% случаев (120 проб) выявлены нарушения условий заключенных контрактов.
Следует отметить, что, по данным Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, доля уведомлений только о фальсифицированной молочной продукции составляет около 80% от общего количества уведомлений о фактах фальсификации. При этом чаще всего молочный жир заменяют более дешевыми растительными маслами (пальмовыми, кокосовыми), что также подтверждает опыт проверок экспертных организаций.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа:
на граждан - 5 000 рублей;
на должностных лиц - от 20 000 до 40 000 рублей;
на юридических лиц - от 200 000 до 1 000 000 рублей.
В целях исключения возможности должностных лиц организаций, допустивших выпуск фальсифицированной продукции, повторно санкционировать данное правонарушение проектом предлагается установить возможность дисквалификации указанных должностных лиц.
Законопроектом также вносятся изменения в часть 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
По статистическим данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор), в 2017 году на территории Российской Федерации должностными лицами Роспотребнадзора к административной ответственности по части 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено 260 граждан (в 2016 году - 374; в 2015 году - 584), 518 должностных лиц (в 2016 году - 686; в 2015 году - 660), 127 индивидуальных предпринимателей (в 2016 году - 220; в 2015 году - 262) и 310 юридических лиц (в 2016 году - 351;в2015 году - 217).
Проект федерального закона не затрагивает положений Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положений иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14.7 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14.7 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14.7 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14.7 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.