Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 620124-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг"
Досье на проект федерального закона
Ратификация Российской Федерацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов привела к необходимости внесения существенных изменений в законодательство Российской Федерации. Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" определены обязательные для исполнения требования по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг (в сферах здравоохранения, культуры, образования, транспорта, связи, ЖКХ, труда и занятости, социального обслуживания).
В соответствии с этим в 2017 году Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 116-ФЗ (далее - Федеральный закон) осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам возложено на действующие в этих сферах органы контроля (надзора) как на федеральном (Ространснадзор, Росздравнадзор, Ростехнадзор, Рособрнадзор, Роскомнадзор), так и на региональном уровнях, а также Правительство Российской Федерации и высшие исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по включению соответствующих норм в положения об этих органах и утверждению стандартов и регламентов осуществления соответствующих видов контроля (надзора).
При этом в Кодексе Российской Федерации об административных нарушениях (далее - Кодекс) по-прежнему действует норма, формально возлагающая функции по привлечению к административной ответственности за уклонение от соблюдения прав инвалидов на доступ к объектам и услугам во всех сферах на органы социальной защиты (пункт 17 части 2 статьи 28.3 Кодекса).
Однако фактически в большинстве сфер (транспорт, связь, культура, ЖКХ, здравоохранение) органы социальной защиты эти функции не выполняют, поскольку не имеют ни соответствующих полномочий, ни правовых механизмов, ни подготовленных специалистов.
Справочно: в 2017 году в указанных сферах выявлено более 100 тыс. нарушений прав инвалидов, однако рассмотрено только 19 тыс. заявлений о привлечении к административной ответственности виновных лиц (менее 20%), в основном по решениям судов, поскольку надзорные органы на рассмотрение этих нарушений Кодексом не уполномочены.
Законопроектом предусматривается приведение положений Кодекса в соответствие с нормами, регулирующими осуществление государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, введенными Федеральным законом в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 15.1).
Законопроектом предлагается внести в Кодекс изменения в части возложения полномочий по рассмотрению дел о правонарушениях, связанных с уклонением от исполнения требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам и услугам, а также по составлению соответствующих протоколов на следующие федеральные органы государственного контроля (надзора):
Ространснадзор - нарушение требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам транспорта (транспортным средствам) и услугам по перевозке;
Роскомнадзор - нарушение требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам и услугам связи;
Ростехнадзор - нарушение требований по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения при проектировании и строительстве жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
Росздравнадзор - нарушение требований по обеспечению доступа для инвалидов объектов организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, и предоставляемых ими услуг;
Рособрнадзор - нарушение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов организаций, осуществляющих деятельность по реализации образовательных программ, и предоставляемых ими образовательных услуг.
Кроме того, аналогичные полномочия возлагаются на региональные органы контроля (надзора) в сфере жилищного и строительного надзора, а также социального обслуживания.
Необходимые для реализации этих функций нормы предлагается ввести в статью 23.1 Кодекса (функции по рассмотрению дел о нарушениях) и в статью 28.3 Кодекса (функции по вынесению мер ответственности). При этом часть этих функций будет исполняться органами контроля (надзора) во взаимодействии с судами.
Законопроектом не предусматривается введение дополнительных обязанностей органов государственной власти и субъектов экономической деятельности по сравнению с существующими базовыми положениями законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по вопросам соблюдения прав инвалидов.
В статье 2 законопроекта предусмотрен срок его вступления в силу с 1 июля 2019 г. Этот срок обусловлен значительным объемом работы по подготовке к исполнению принятого федерального закона как на федеральном, так и региональном уровне в части организации проведения обучения должностных лиц.
Законопроект соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.