Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 620203-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие")"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие")" (далее - законопроект) разработан в целях реализации положений Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р (далее - Стратегия), в соответствии с пунктом 8 плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. N 1144-р (далее - "дорожная карта"), а также в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. N ОГ-П44-5804 (подпункт "б" пункта 1), данным во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N Пр-1650 (подпункт "а" пункта 1), и направлен на законодательное определение понятий "социальное предпринимательство" и "социальное предприятие" как его организационное выражение.
В настоящее время вопросы развития социального предпринимательства как одного из эффективных способов решения общественных проблем включены в политическую повестку различных стран. Во многом это связано с переосмыслением роли государственного сектора в экономике и усилением внимания к вопросам социальной ответственности. С одной стороны, широкое распространение получили аутсорсинг государственных программ социальной поддержки, персонализация оказания социальных услуг, а с другой - социально ориентированное инвестирование.
Неотъемлемой характеристикой деятельности субъектов социального предпринимательства выступает сочетание социальной направленности, инновационных подходов и умения работать в рыночных условиях, заключающихся в стремлении к достижению самоокупаемости и устойчивого развития бизнеса.
Важно подчеркнуть, что предпринимательская деятельность нацелена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В связи с этим социальное предпринимательство не предполагает изменения цели деятельности коммерческих структур, но направлено на "двойственную результативность", включая решение социальной проблемы через предложение новых или нестандартных бизнес-моделей, вовлечение дополнительных материальных и нематериальных ресурсов, социального капитала граждан, включая "исключенные" и уязвимые социальные категории населения, страдающие от неравномерного распределения жизненно важных благ.
В последние годы социальное предпринимательство активно развивается в Российской Федерации. На регулярной основе проводятся тематические форумы и конференции, создается инфраструктура поддержки субъектов социального предпринимательства, формируются предпринимательское и экспертное сообщества, действуют координационно-совещательные органы.
Вместе с тем в настоящий момент отсутствует единообразие в трактовке понятия "социальное предпринимательство", которое зачастую путают с социальными услугами, корпоративной социальной ответственностью.
Законодательное определение социального предпринимательства в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), осуществляющим деятельность в данной сфере, является одной из задач федерального проекта "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Как показывает зарубежный опыт, субъекты социального предпринимательства по своим характеристикам, как правило, относятся к категории малых и средних компаний. С учетом изложенного законопроектом предлагается внесение изменений в федеральный закон, регулирующий отношения, связанные с определением понятия МСП и оказанием государственной поддержки таким субъектам, - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Начиная с 2012 года мероприятия по поддержке субъектов МСП, осуществляющих деятельность в области социального предпринимательства, включены в комплекс мер, реализуемых Минэкономразвития России совместно с субъектами Российской Федерации, среди которых такие меры поддержки, как безвозмездные субсидии субъектам МСП на реализацию социальных проектов, создание и (или) обеспечение деятельности центров инноваций социальной сферы.
В законопроекте социальное предпринимательство выделяется как отдельная приоритетная область деятельности субъектов МСП, определяются понятие "социальное предприятие", специальные формы и виды поддержки социальных предприятий.
В основе выделения критериев социального предпринимательства лежит подход, где целевая группа (социально уязвимые категории граждан) находится на разных этапах в цепочке создания стоимости продукта: производители, работники, получатели конечного продукта.
Так, в качестве критериев отнесения субъектов МСП к социальным предприятиям предусматривается использование одного из следующих критериев:
- субъект МСП обеспечивает занятость отдельных категорий граждан (инвалиды, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, выпускники детских домов в возрасте до 23 лет 1, пенсионеры и лица предпенсионного возраста, выпускники детских домов в возрасте до 21 года и т.д.) (далее - социально уязвимые категории граждан), конкретный перечень которых будет установлен актом Правительства Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что доля таких работников должна составлять не менее 50 процентов, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Аналогичный критерий используется в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" для определения категории общественных объединений инвалидов и организаций, которым органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать специальные виды поддержки;
- субъект МСП обеспечивает доступ производимых социально уязвимыми категориями граждан товаров (работ, услуг) к рынку сбыта;
- субъект МСП осуществляет деятельность, направленную на производство товаров (работ, услуг), ориентированных на социально уязвимые категории граждан и их доступность для них в целях преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Отдельно также выделяется критерий осуществления деятельности субъектом МСП, где благополучателем является общество в целом (конкретные направления деятельности будут установлены Правительством Российской Федерации).
Указанный критерий действует в увязке с ограничением по доле доходов, которая должна быть получена от осуществления такого вида деятельности, поскольку устойчивость и самоокупаемость - один из главных признаков социального предпринимательства.
Порядок признания субъекта МСП социальным предприятием определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
Порядок признания субъекта МСП социальным предприятием будет основан на сложившейся практике субъектов Российской Федерации по подтверждению деятельности субъектов МСП, осуществляющих деятельность в области социального предпринимательства (в том числе перечень документов, необходимых для подачи субъектами МСП в уполномоченный региональный орган).
Сведения о принадлежности субъектов МСП к социальным предприятиям будут вноситься в единый реестр субъектов МСП уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также законопроектом предусмотрена отдельная статья, определяющая виды поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность, отнесенную к социальному предпринимательству, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Приоритетной мерой поддержки выделяется обеспечение наличия объектов инфраструктуры в регионах, на базе которых субъекты МСП, осуществляющие деятельность в области социального предпринимательства, смогут получить комплексную поддержку.
Законопроект содержит положения, направленные на реализацию мер по содействию в развитии межрегионального сотрудничества, поиске партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых миссий, деловых конгрессов и выставок.
В целях решения проблемы нехватки квалифицированных кадров предусмотрена организация образовательных программ для социальных предприятий и их работников.
Необходимо также отметить, что введение в законодательство понятия "социальное предпринимательство" не отменяет общедоступного и бесплатного предоставления социальных гарантий государством, но дает возможность улучшить положение граждан за счет самостоятельного решения ими социальных проблем.
Оказание поддержки субъектам МСП, осуществляющим деятельность, отнесенную к социальному предпринимательству, предусмотрено федеральным проектом "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Соответствующее мероприятие войдет в подпрограмму "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316.
Особый порядок вступления в силу законопроекта обусловлен необходимостью принятия подзаконных нормативных правовых актов и проведения организационных мероприятий по доработке программного обеспечения единого реестра субъектов МСП.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
------------------------------
1 В соответствии с Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481, организация для детей-сирот может разрешать временно бесплатно проживать и питаться в организации для детей-сирот лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, но не старше 23 лет.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие")
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие") не повлияет на расходные и доходные статьи федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие")
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие") не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации*' (в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие")"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие")" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня социально уязвимых групп граждан и перечня направлений деятельности, направленных на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества в целом".
Основание: статья 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
2) приказ Минэкономразвития России "О порядке признания субъектов малого и среднего предпринимательства социальными предприятиями и формирования перечня социальных предприятий в целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства".
Основание: статья 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Основание: статья 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
2) приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2015 г. N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Основание: статья 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.