Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 621508-7 "О территориальных претензиях к Российской Федерации со стороны Японии"
Досье на проект федерального закона
В связи с принятием парламентом Японии поправки к закону "Об особых мерах для форсирования решения проблемы Северных территорий", в которых зафиксирована принадлежность четырех Курильских островов Японии и поставлена задача "прилагать максимальные усилия для реализации скорейшего возвращения Северных территорий как территорий, принадлежащих Японии" был разработан данный законопроект.
Рассмотрение территориальных претензий к Российской Федерации со стороны Японии основывается на следующих принципах. Первое. В состав Курильских островов входят все острова Большой и Малой Курильской гряды от полуострова Сахалин до острова Хоккайдо.
Второе. Нынешние государственные границы России определяются итогами Второй мировой войны, закончившейся 2 сентября 1945 года подписанием Японией акта о безоговорочной капитуляции перед четырьмя союзными державами: США, Китаем, Великобританией и СССР. В этой войне Япония была не просто побежденной державой, а государством-агрессором, а СССР (правопреемницей которого выступает Россия) был не только победителем. Наше государство выступало как одна из союзных держав, применивших к агрессору коллективные меры ответственности и наказания за агрессию.
С учетом всех этих фактов 11 февраля 1945 года СССР в лице И. Сталина, США в лице Франклина Рузвельта, Великобритания в лице Уинстона Черчилля подписали соглашение, по которому СССР обязался после капитуляции Германии вступить в войну с Японией на стороне уже воевавших с ней союзников. В ряду условий вступления в войну были названы возвращение Советскому Союзу южной части Сахалина и Курильских островов.
Главы правительств союзников согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией.
В Каирской декларации 1943 года в качестве цели войны союзных держав ставилась задача лишить Японию всех островов на Тихом океане, захваченных ею с 1914 года, возвратить Китаю отторгнутые территории, а также цель изгнания Японии "со всех других территорий, которые она захватила при помощи силы и в результате своей алчности".
26 июля 1945 года Китай, США, Великобритания приняли т.н. Потсдамскую декларацию с изложением условий капитуляции Японии. Одним из ее условий было исполнение Каирской декларации от 3 декабря 1943 года, которая предусматривала ограничение японского суверенитета островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые союзные державы должны были указать.
8 августа 1945 года СССР официально заявил о присоединении к Потсдамской декларации от 26 июля и о состоянии войны с Японией со следующего дня. Курильские острова были освобождены советскими войсками от японских войск с 3 по 5 сентября 1945 года.
В акте капитуляции от 2 сентября 1945 года Япония безоговорочно признала Потсдамскую и упомянутую в ней Каирскую декларацию.
В соответствии со статьёй 2 Сан-Францисского мирного договора 1951 года Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому Договору от 5 сентября 1905 года.
Третье. На основании вышеизложенного в Российской Федерации правовые акты касающиеся отторжения Курильских островов не подлежат опубликованию и не имеют юридической силы.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О территориальных претензиях к Российской Федерации со стороны Японии"
Принятие проекта федерального закона "О территориальных претензиях к Российской Федерации со стороны Японии " не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О территориальных претензиях к Российской Федерации со стороны Японии"
Принятие проекта федерального закона "О территориальных претензиях к Российской Федерации со стороны Японии" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.