Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 627514-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию)"
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию)" предлагается в федеральных законах, указанных в статьях 1-3 законопроекта, исключить с 1 января 2020 года нормы, устанавливающие ограничение предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренной в статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях установления равных обязанностей застрахованных лиц при уплате страховых взносов всеми категориям налогоплательщиков по установленным тарифам страховых взносов.
Необходимо отметить, что в период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2001 года в соответствии с законодательством по пенсионному страхованию уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее сокращенно - ПФР) производилась по установленным тарифам со всех выплат и вознаграждений работников без ограничения облагаемой базы понижающими тарифами и нормативами, снижающими облагаемую базу.
Порядок исчисления страховых взносов в ПФР со всего заработка работающих граждан по принципу "богатые должны помогать бедным", кстати, действующий во многих развитых странах, позволил ПФР в этот сложный в политическом и экономическом отношении период 1991 - 2001 годов обеспечить выплату трудовых пенсий в полном объеме по всей стране за счет мобилизации доходов в ПФР без всякой поддержки из федерального бюджета, а в период с 1997 года по 2001 год добиться формирования профицитного бюджета ПФР и создать резерв в размере месячного объема на финансирование выплаты пенсий.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской года был введен новый порядок исчисления страховых взносов с учетом предельной величины облагаемой базы (выплат и вознаграждений), составлявшей 415 тысяч рублей в год, свыше которой исчисление страховых взносов производилось по пониженному тарифу 10 процентов.
Начиная с 2005 года бюджет ПФР стал формироваться с дефицитом страховых средств, который до настоящего времени покрывается за счет трансферта из федерального бюджета.
Большое влияние, кроме международных санкций, на причины появления хронического дефицита с 2008 года в федеральном бюджете и с 2005 года в бюджете ПФР оказали:
- тотальное сокращение за 25 лет количества рабочих мест из-за ликвидации предприятий и организаций в реальном секторе экономики;
- уменьшение фактической численности плательщиков страховых взносов в социальные внебюджетные фонды из-за ухода более 20 млн. работников на работу в серую либо в теневую сферы экономики;
- сокращение объемов кредитования организаций реального сектора экономики доступными и более дешевыми кредитами финансово-банковскими структурами страны;
- формирование обязательной накопительной пенсионной системы, в которую работодатели ежемесячно стали перечислять обязательные накопительные взносы от 2 до 6% от заработка застрахованных лиц, в ежегодном объеме более 250 млрд. рублей и выше;
- рост коррупции и перенос центра тяжести оборота финансовых средств, в том числе выделяемых для финансирования промышленных и оборонных программ, в финансово-спекулятивную сферу как более выгодную для вложения и получения быстрой прибыли.
В соответствии с актуарными расчетами экспертов ПФР в случае отмены предельной величины базы при исчислении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию общая сумма необлагаемой части базы может составить в 2019 году более 3 019 млрд. руб., в 2020 году - более 3080 млрд. рублей..
Общая расчетная сумма страховых взносов, которую можно дополнительно уплатить в бюджет ПФР, в размере 12 процентов с этой необлагаемой базы в 2020 году может составить более 369,6 млрд. руб.
Реализация законопроекта позволит в течение трех лет преодолеть дефицит средств на обязательное пенсионное страхование в бюджете ПФР, который в 2020 году прогнозируется в сумме более 1 110 млрд. рублей, а в 2021 году - 939 млрд. рублей.
Принятие данного федерального закона не потребует в 2020 году выделения из федерального бюджета дополнительных средств для перечисления в ПФР страховых взносов за федеральных государственных гражданских служащих, у которых годовая сумма оплаты труда (база для исчисления страховых взносов) может превысить 1,27 млн. руб., так как в этом случае будет уменьшаться фактически получаемая ими заработная плата труда в связи с уплатой страховых взносов по общему тарифу 22 процента вместо 10 процентов.
Учитывая вышеизложенное, законопроект соответствует основным принципам обязательного пенсионного страхования, так как создает условия для формирования бездефицитного сбалансированного бюджета ПФР и достижения коэффициента замещения на уровне не менее 40 процентов (отношения среднего размера страховых пенсий к среднему заработку по стране), рекомендованного Международной организацией труда.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию)"
Расчет поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлен исходя из уточненного прогноза Минэкономразвития России по фонду заработной платы на 2019 год в сумме 24 208 млрд. рублей, на 2020 год - 25 576 млрд. рублей.
По расчетам Пенсионного фонда РФ предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит в 2019 году - 1150 тыс. руб., в 2020 году - 1 270 тыс. руб., в 2021 году - 1 415 тыс. рублей.
Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с учетом погашения задолженности за истекшие расчетные периоды прогнозируется в 2019 году в сумме 5029 млрд. руб., в 2020 году - 5 298 млрд. руб., в 2021 году - 5 678 млрд. руб.
Принятие данного федерального закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета для перечисления страховых взносов за федеральных государственных гражданских служащих, годовая оплата труда которых может превысить 1270 тысяч рублей', с учетом того, что при этом просто снижается сумма фактической оплаты их труда.
Согласно налоговой отчетности по форме N 2-НДФЛ за 2017 год общее количество плательщиков НДФЛ составляет около 67,4 млн. чел.
По информации Федеральной налоговой службы по доходам за 2016 год, содержащейся в разделе 1 Отчета 1-ДДК, количество налогоплательщиков НДФЛ по уровню доходов в диапазонах, указанных в таблице ставок НДФЛ в статье 1 законопроекта, составляет:
по доходам до 100 000 рублей в год - 8,89 млн. чел., или 13,2 процента от общего количества плательщиков;
в диапазоне от 100.0 тыс. руб. до 1. 0 млн. руб. в год, - 57,835 млн. чел, или 85,79 процента от общего количества плательщиков;
в диапазоне свыше 1.0 млн. руб. - 675,0 тыс. чел., или 1,001 процента от общего количества плательщиков, в том числе:
от 1 до 10 млн. руб. - 640 тыс. чел.;
от 10 до 100 млн. руб. - 29 988 чел.;
от 100 млн. до 500 млн. руб. - 4 383 чел.,
от 500 млн. руб. до 1 млрд. руб. - 587 чел.;
свыше 1 млрд. руб. - 26 чел.
Расчет
необлагаемой базы (выплат и вознаграждений! превышающей в 2020 году предельную величину базы, составляющей 1 270 тыс. руб.. с учетом снижения тарифа страховых взносов с 22% до 10% = 12% (вариант расчета с учетом количества плательщиков, с доходами свыше 1 млн. руб.)
1) в диапазоне базы от 1 до 10 млн. руб. в год для 640,0 тыс. чел. средняя сумма необлагаемой базы и сумма страховых вносов составят:
640,0 тыс. чел. х[(1 млн. руб. + 10 млн. руб.): 2) - 1 270 тыс. руб.] = 2 707,2 млрд. руб.;
Дополнительная сумма страховых взносов, уплачиваемая свыше необлагаемой базы составит: 2 707,2 млрд. руб. х 0,12 = 324,86 млрд. руб.;
2) в диапазоне базы от 10,0 млн. руб. до 100 млн. рублей в год для 29 988 чел. средняя сумма необлагаемой базы и сумма страховых вносов, начисленная по тарифу 12% составят:
29 988 чел. х [(10 млн. руб. + 100 млн. руб.):2] - 1 270 тыс. руб.] = 1 611,25 млрд. руб.
Дополнительная сумма страховых взносов составит:
1 611,25 млрд. руб. х 0,12 = 193,35 млрд. руб.
3) в диапазоне базы от 100,0 млн. руб. до 500 млн. рублей в год для 4 383 чел. средняя сумма необлагаемой базы и сумма страховых вносов, начисленная по тарифу 12% составят:
4 383 чел. х [(100 млн. руб. + 500 млн. руб.):2] - 1,27 млн. руб.] = 1 309,33 млрд. руб.
Дополнительная сумма страховых взносов составит:
1 309,33 млрд. руб. х 0,12 = 157,12 млрд. руб.
4) в диапазоне базы от 500,0 млн. руб. до 1,0 млрд. рублей в год для 398 чел. сумма необлагаемой базы и сумма страховых вносов, начисленная по тарифу 12% составят:
398 чел. х [(500 млн. руб. + 1,0 млрд. руб.):2] - 1,27 млн. руб.] = 297,99 млрд. руб.
Дополнительная сумма страховых взносов составит:
297,99 млрд. руб. х 0,12 = 35,759 млрд. руб.
5) в диапазоне базы свыше 1,0 млрд. рублей в год ( среднюю базу учитываем в размере 2 млрд. руб.) для 26 чел. средняя сумма необлагаемой базы и сумма страховых вносов, начисленная по тарифу 12% составят:
26 чел. х (2,0 млрд. руб.-1,27 млн. руб.) = 51,97 млрд. руб.
Дополнительная сумма страховых взносов составит:
51,97 млрд. руб. х 0,12 = 6,236 млрд. руб.
Общая расчетная сумма страховых взносов, подлежащая уплате с базы (выплат и вознаграждений свыше 1 млн. рублей в год) застрахованных лиц (сверх предельной величины облагаемой базы 1 270 тыс. руб. в год), в 2020 году, может составить 717329 млрд. руб.:
324,86 млрд. руб. +193,35 млрд. руб. + 157,12 млрд. руб. +35,759 млрд. руб. + 6,236 млрд. руб. = 717,329 млрд. руб.
Данные расчеты проведены для представления об объемах доходов и количестве плательщиков НДФЛ в стране с учетом статистических данных Федеральной налоговой службы за 2016 год о плательщиках НДФЛ, имеющих официальные доходы свыше 1 млн. рублей в год.
С учетом того, что в доходах плательщиков НДФЛ, помимо оплаты труда (заработной платы, премий, вознаграждений), учитываются доходы, полученные от продажи недвижимости, дивиденды по акциям, доходы от продажи ценных бумаг, облагаемые налогом суммы денежных средств, стоимости объектов недвижимости, земельных участков, полученных в наследство либо по дарению, для финансово-экономического обоснования данного законопроекта целесообразнее учитывать актуарные данные Пенсионного фонда Российской Федерации о базе оплаты труда, с которой в 2020 году будут уплачены страховые взносы.
По этим данным Пенсионного фонда Российской Федерации облагаемая база (выплат и вознаграждений), превышающая установленную на 2020 год предельную величину базы 1 270 тыс. рублей, может составить свыше 3080,0 млрд. рублей.
Сумма страховых взносов, исчисленная с расчетной базы в сумме 3 080,0 млрд. рублей в год исходя из 12% (разницы между общим тарифом 22% и тарифом 10% для исчисления страховых взносов для обязательного пенсионного страхования, установленных в статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации), может составить:
3 080,0 млрд. рублей в год х 0,12 = 369,6 млрд. руб.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию)"
Принятие данного Федерального закона потребует внесения соответствующих изменений в показатели доходов и расходов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 и 2021 годы с учетом проектируемых поступлений дополнительных страховых взносов в связи с отменой ограничения предельной величиной облагаемой базы при исчислении страховых взносов для обязательного пенсионного страхования в следующие законодательные акты Российской Федерации:
- федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов";
- федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.