Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 635730-7 "О внесении изменений в статьи 7 и 39 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В Российской Федерации регулирование охотничьей деятельности осуществляется на федеральном уровне посредством Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также различными нормативно правовыми актами федеральных и региональных органов исполнительной власти, которые в силу своей компетенции на регулирование отношений, возникающих в охотничьей деятельности.
В соответствии с законодательством доступ к охоте должны иметь все граждане, которые обладают специальными знаниями и навыками, зарегистрированные и получившие разрешение в установленном законом порядке и соответствовать иным требованиям, предъявляемым к субъекту охотничьей деятельности. Однако, на практике, в силу географических особенностей Российской Федерации площадь общедоступных охотничьих угодий, закрепленная применительно к субъекту РФ, не всегда может обеспечить право граждан на охоту. Зафиксированы случаи, когда даже право местного населения на охоту не может быть реализовано, в связи с отсутствием в непосредственной близости общедоступных охотничьих угодий. Под общедоступными охотничьими угодьями понимаются охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты.
В свою очередь, фактическая ситуация, которая сложилась в ходе реализации гражданами своего права на охоту осложняется невозможностью осуществления охотничьей деятельности потому как, двадцать процентов общедоступных охотничьих угодий не позволяют любому жителю соответствующего субъекта Российской Федерации заниматься охотой. Предлагаемые же изменения, закрепят аналогичную площадь в размере 20% от общей площади муниципального района, что в свою очередь приведет, к появлению охотничьих угодий, которые будут не только юридически, но и фактически обладать таким признаком как общедоступность для жителей каждого соответствующего муниципального района и решит проблему с труднодоступностью посещения вышеуказанных угодий.
Действующая редакция федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 24.07.2009 N 209-ФЗ в статье 7 закрепляет, что общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации. Как следует из федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ административно-территориальными единицами субъекта Российской Федерации являются муниципальные образования, которые могут быть в форме городских, сельских поселений, муниципальных районов и иных форм в соответствии с ФЗ-131.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года, N 1216-р "Стратегия развития охотничьего хозяйства Российской Федерации до 2030 года" (далее - Стратегия развития охотничьего хозяйства Российской Федерации до 2030 года) охотничьи угодья в Российской Федерации занимают площадь около 1,5 млрд. га. По данным государственного охотхозяйственного реестра, доля площади охотничьих угодий, в отношении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены охотхозяйственные соглашения либо в отношении которых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выданы долгосрочные лицензии на пользование животным миром, составляет 54 процента общей площади охотничьих угодий в Российской Федерации. Они предоставлены в пользование 4450 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют деятельность в 6050 охотничьих угодьях . Общедоступные охотничьи угодья составляют почти половину (46 процентов) охотничьих угодий в Российской Федерации и являются государственным резервным фондом охотничьих угодий. Одной из задач развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации является обеспечение доступности охоты для населения, поддержка общественных объединений и коллективов охотников. Также в соответствии со Стратегией развития охотничьего хозяйства Российской Федерации до 2030 года при решении задач обеспечения доступности охоты для населения, поддержки общественных объединений и коллективов охотников предусматривается: совершенствование механизма закрепления охотничьих угодий за местными общественными объединениями, основной уставной деятельностью которых является реализация прав охотников; совершенствование принципов распределения разрешений на добычу охотничьих животных между охотниками на территории государственного резервного фонда охотничьих угодий; совершенствование нормативно-правовой базы, предусматривающей право граждан на осуществление охоты.
Таким образом, на примере Иркутской области, Приказом Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области от 31 августа 2015 г. N 18-СПР "Об отверждении описания границ общедоступных охотничьих угодий" всего на территории Иркутской области существует пятнадцать районов, территории которых имеют статус общедоступных охотничьих угодий, площадь которых составляет 7 млн. га. Руководствуясь картой-схемой размещения данных общедоступных охотничьих угодий, очевидно что порядок распределение последних не представляет для жителей реальной возможности для реализации своих прав, предусмотренных Законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
Для устранения изложенных выше проблем, предлагается внести изменения в часть 3 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и закрепить положение, о площади равной не менее двадцати процентов для общедоступных охотничьих угодий для всех муниципальных районов, что позволит учесть интересы местного населения.
Внесение предлагаемых изменений позволит более детально регулировать деятельность граждан, задействованных в охотничьей сфере, и позволит на законодательном уровне закрепить гарантии жителей муниципальных районов на наличие в близости общедоступных охотничьих угодий.
Приложение на 1 листе.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 39 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части изменения распределения процентного соотношения охотничьих угодий не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 39 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.