Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 634954-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы) в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.
Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в силу 15 апреля 2017 г., внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающие, что городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Проводимые преобразования муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, сопряженные с включением поселений в состав городских округов, приводят к снижению территориальной доступности нотариальных услуг для граждан, проживающих в населенных пунктах, в которых ранее органы местного самоуправления поселений обладали правом совершать нотариальные действия.
Законопроект направлен на сохранение территориальной доступности нотариальных услуг. Предлагается наделить должностное лицо местной администрации городского округа правом совершать нотариальные действия во входящем в состав территории городского округа населенном пункте, в котором нет нотариуса, в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте.
При этом глава местной администрации городского округа не наделяется таким правом, поскольку он осуществляет свою деятельность в административном центре, в котором нотариальную деятельность осуществляют нотариусы.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в статью 33.1 Основ, предусматривающие ответственность должностных лиц органов местного самоуправления, в случае невыполнения законных требований территориального органа юстиции при проведении проверки.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В связи с необходимостью формирования практики совершения нотариальных действий уполномоченными должностными лицами местной администрации городского округа предлагается установить шестимесячный срок со дня вступления в силу закона для подготовки изменений в нормативные правовые акты Минюста России, необходимых в связи с его принятием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации*'
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Расходы местных бюджетов, возникающие в связи с совершением нотариальных действий, будут покрываться посредством доходов местных бюджетов от уплаты государственной пошлины. Вместе с тем определить объем доходов бюджетов городских округов от поступления государственной пошлины за совершение в населенном пункте, входящем в состав территории городского округа и не являющемся его административным центром, нотариальных действий в случае отсутствия в таком населенном пункте нотариуса, не представляется возможным, поскольку решения об оказании должностными лицами местного самоуправления нотариальных услуг в указанных населенных пунктах принимаются органами местного самоуправления городских округов самостоятельно.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" потребует внесения изменений в статью 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части определения бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в который будет зачисляться государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления в населенном пункте, входящем в состав территории городского округа и не являющемся его административным центром.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" потребует:
1) внесения изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 22 января 2016 г. N 13 "Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов" (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2016 г., регистрационный N 40870).
Основание: статья 1 проекта федерального закона.
Головной исполнитель - Минюст России.
Срок подготовки - 1 мая 2019 года;
2) внесения изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2017 г. N 97 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов" (зарегистрирован Минюстом России 14 июня 2017 г., регистрационный N 47036).
Основание: статья 1 проекта федерального закона.
Головной исполнитель - Минюст России.
Срок подготовки - 1 мая 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.