Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 635570-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан во исполнение пункта 19 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2018 год в целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 6 июля 2017 г. NПр-1315, ряда поручений Правительству Российской Федерации, предусмотренных перечнем поручений Президента Российской Федерации от 18 октября 2017 г. N Пр-2107, и направлен на повышение эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В настоящее время Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях и что на каждом уровне функционирования создаются органы управления этой системы, включающие в себя координационные органы, постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления.
Законопроектом предлагается:
уточнить и упорядочить состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
уточнить условия установления и порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации;
уточнить полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части принятия решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального, межмуниципального и муниципального характера, планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При этом законопроектом предусматривается возложение функций председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и глав местных администраций соответственно.
В целях законодательного урегулирования вопросов, связанных с разработкой механизма оперативной выплаты пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций гражданам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации единовременной материальной помощи, финансовой помощи и единовременных пособий, выплата которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и последующего возмещения субъектам Российской Федерации указанных расходов из федерального бюджета законопроектом также предусматриваются нормы, устанавливающие право органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера.
При этом предусматривается, что финансовое обеспечение понесенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели может обеспечиваться за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит обеспечить необходимый уровень оперативности и эффективности управленческих решений при чрезвычайных ситуациях.
Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
1. Внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".
Необходимость внесения изменений вызвана потребностью приведения Положения о почетном звании "Заслуженный спасатель Российской Федерации", утвержденного данным указом, в соответствие с проектом федерального закона в части установления наименования единого планирующего документа - плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (статья 2 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
2. Внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 1265 "О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Необходимость внесения изменений вызвана потребностью приведения Положения о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного данным указом, в соответствие с проектом федерального закона в части установления наименования единого планирующего документа - плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (статья 2 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
3. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Необходимость внесения изменений вызвана потребностью приведения Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного данным постановлением, в соответствие с проектом федерального закона в части уточнения состава, полномочий и задач органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (статья 1 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
4. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2003 г. N 11 "О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности".
Необходимость внесения изменений вызвана потребностью приведения Положения о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утверждённого данным постановлением, в соответствие с проектом федерального закона в части уточнения полномочий, задач и функций указанной комиссии (подпункты "а" и "г" пункта 1 статьи 1 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
5. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме".
Необходимость внесения изменений вызвана потребностью приведения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных данным постановлением, в соответствие с проектом федерального закона в части уточнения наименований координационных органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном и муниципальном уровнях (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
6. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Необходимость внесения изменений вызвана потребностью приведения Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных данным постановлением, в соответствие с проектом федерального закона в части уточнения наименований координационных органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта), а также в части финансового обеспечения понесенных субъектами Российской Федерации расходов, связанных с оказанием гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи и финансовой помощи и (или) выплатой единовременных пособий в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера (подпункт "а" пункта 2 и подпункт "б" пункта 5 статьи 1 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
7. Принятие постановлений Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах деятельности критически важных объектов" и "О некоторых вопросах деятельности потенциально опасных объектов". Необходимость принятия указанных постановлений вызвана предлагаемым изменением редакции подпункта "р" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", связанным с уточнением полномочий Правительства Российской Федерации в части деятельности критически важных и потенциально опасных объектов (подпункт "в" пункта 2 статьи 1 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
8. Внесение изменений в приказ МЧС России от 22 июля 2013 г. N 480 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме координации деятельности по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Зарегистрирован в Минюсте России 18 сентября 2013 г., N 29978).
Необходимость внесения изменений вызвана потребностью приведения указанного Положения о функциональной подсистеме, утвержденного данным приказом, в соответствие с проектом федерального закона в части уточнения наименований координационных органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта), а также в части установления наименования единого планирующего документа - плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (статья 2 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
9. Внесение изменений в приказ МЧС России от 22 июля 2013 г. N 479 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Зарегистрирован в Минюсте России 30 августа 2013 г, N 29812).
Необходимость внесения изменений вызвана потребностью приведения положения, утвержденного данным приказом, в соответствие с проектом федерального закона в части установления наименования единого планирующего документа - плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (статья 2 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
10. Внесение изменений в приказ МЧС России от 28 декабря 2004 г. N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (Зарегистрирован в Минюсте России 14 апреля 2005 г., N 6514).
Необходимость внесения изменений вызвана потребностью приведения правил, утвержденных данным приказом, в соответствие с проектом федерального закона в части уточнения наименований координационных органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
11. Внесение изменений в приказ МЧС России от 4 марта 2011 г. N 94 "Об утверждения Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2011 г., N 20424).
Необходимость внесения изменений вызвана потребностью приведения положения, утвержденного данным приказом, в соответствие с проектом федерального закона в части уточнения наименований координационных органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
12. Внесение изменений в приказ МЧС России от 19 января 2004 г. N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований" (Зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2004 г., N 5553).
Необходимость внесения изменений вызвана потребностью приведения перечня, утвержденного данным приказом, в соответствие с проектом федерального закона в части уточнения наименований координационных органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном и муниципальном уровнях (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
13. Внесение изменений в приказ МЧС России от 22 января 2013 г. N 33 "Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (Зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2013 г., N 29080).
Необходимость внесения изменений вызвана потребностью приведения порядка, утвержденного данным приказом, в соответствие с проектом федерального закона в части определения должностных лиц, уполномоченных принимать решения об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации (подпункт "г" пункта 1 статьи 1 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
14. Внесение изменений в приказ МЧС России от 20 сентября 2011 г. N 525 "Об утверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах" (Зарегистрирован в Минюсте России 28 октября 2011 г., N 22174).
Необходимость внесения изменений вызвана потребностью приведения порядка, утвержденного данным приказом, в соответствие с проектом федерального закона в части уточнения наименований координационных органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
15. Внесение изменений в приказ МЧС России от 18 октября 2012 г. N 607 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок" (Зарегистрирован в Минюсте России 16 мая 2013 г., N 28430).
Необходимость внесения изменений вызвана потребностью приведения административного регламента, утвержденного данным приказом, в соответствие с проектом федерального закона в части уточнения наименований координационных органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
16. Внесение изменений в приказ МЧС России от 28 февраля 2003 г. N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" (Зарегистрирован в Минюсте России 20 марта 2003 г., N 4291).
Необходимость внесения изменений вызвана потребностью приведения требований, утвержденных данным приказом, в соответствие с проектом федерального закона в части уточнения наименований координационных органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.