Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 637094-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) направлен на эффективную реализацию положений проекта федерального закона N 361804-7 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", принятого Государственной Думой в первом чтении (далее - проект федерального закона N 361804-7).
Проект федерального закона N 361804-7, в частности, предусматривает, что граждане, подлежащие призыву на военную службу, в определённых указанным законопроектом случаях, обязаны самостоятельно явиться в военный комиссариат для сверки данных воинского учета, где им может быть вручена повестка под расписку.
Таким образом:
1) закрепляется новый принцип исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, заключающийся в самостоятельной явке граждан, достигших призывного возраста, на мероприятия, связанные с исполнением воинской обязанности (носящей по сути публично-правовой характер наравне с обязанностями по уплате налогов или получению паспорта гражданина Российской Федерации);
2) уточняется, что неявка гражданина без уважительных причин в военный комиссариат в установленные федеральным законом сроки, в том числе неявка гражданина по повестке военного комиссариата считается уклонением от исполнения воинской обязанности и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предлагаемые проектом федерального закона N 361804-7 новеллы влекут необходимость совершенствования процессуальных полномочий должностных лиц военных комиссариатов в их административно-юрисдикционной деятельности при рассмотрении административных правонарушений, предусмотренных статье 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В этих целях законопроектом предлагается дополнить перечень поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях в области воинского учета фактом неявки гражданина на мероприятия, связанные с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу (статья 28.1 КоАП), а также использовать институт административного расследования, предусмотренный статьей 28.7 КоАП.
Основной целью административного расследования является получение дополнительных сведений, необходимых для правильного разрешения дела об административном правонарушении, доказательств его совершения, определения причастности лица к его совершению, виновности лица, что в конечном счете, направлено на обеспечение соблюдения прав граждан.
Названные изменения также будут способствовать эффективному содействию органов внутренних дел (полиции) военным комиссариатам, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, заключающемуся в применении в отношении граждан, не исполняющих обязанности по воинскому учету, при необходимости таких процессуальных действий, как доставление и административное задержание в рамках возбужденного дела об административном правонарушении (статьи 27.2 и 27.3 КоАП).
Следует отметить, что количество "уклонистов" (граждан, которые различными способами уклоняются именно от получения повестки военного комиссариата под расписку, например, путем несообщения в военный комиссариат об изменении своего места жительства или места пребывания) остается на достаточно высоком уровне. Так, в 2017 году военным комиссариатам не удалось оповестить порядка 150 тыс. граждан призывного возраста.
В тоже время, предусмотренные КоАП санкции за правонарушения в области воинского учета ввиду их незначительного размера, который был определен в 2007 году, несоизмерим с совершаемыми деяниями, экономическими показателями страны и не способствует формированию законопослушного поведения граждан.
В этой связи законопроектом предлагается увеличение санкций статей 21.1-21.7 КоАП в десятикратном размере.
Законопроект предусматривает отложенный срок вступления в силу в связи с необходимостью его совместной реализации с проектом федерального закона N 361804-7 для чего сроки вступления в силу соответствующих федеральных законов синхронизируются.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона не повлечет изменение финансовых обязательств государства, и его реализация не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие указанного законопроекта признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.