Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 636931-7 "О внесении изменений в пункт 8 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года N 18-ФЗ) (далее - Федеральный закон) установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Одним из особых требований является запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территориях, прилегающих к спортивным сооружениям, а также к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении (пользовании) образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность.
Установлено, что границы указанных прилегающих территорий определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Тем самым определение в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения границ прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона, отнесено Федеральным законом к исключительной компетенции органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения. Данная норма изложена как императивная, не предполагающая возможности отнесения законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения такой функции к полномочиям органов государственной власти городов федерального значения.
Прямая императивная норма не позволяет применить положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые в целях сохранения единства городского хозяйства допускают возможность определения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения перечня вопросов местного значения.
В ряде федеральных законов используются устойчивые юридико-технические конструкции, позволяющие субъектам Российской Федерации - городам федерального значения применять положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющие особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения. К примеру, в пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" норма, определяющая полномочие органов местного самоуправления, изложена как диспозитивная.
В городе федерального значения Севастополе вопрос об определении границ прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона, законом субъекта не отнесен к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Императив пункта 8 статьи 16 Федерального закона исключает возможность предоставления вышеуказанного полномочия государственным органам исполнительной власти города Севастополя, в связи с чем полномочие по определению границ прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона, в городе Севастополе не закреплено, что является недопустимым.
Более того, абзац первый пункта 8 статьи 16 Федерального закона содержит бланкетную норму, согласно которой границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 данной статьи, определяются в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации. Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" и отражают императив пункта 8 статьи 16 Федерального закона.
Изменения, предлагаемые в Федеральный закон, направлены на устранение проблем применения правовой нормы, изложенной в его действующей редакции, а также на приведение к единообразию положений федерального законодательства, отражающего особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения.
Председатель |
Е.Б. Алтабаева |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в пункт 8 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в пункт 8 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в пункт 8 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в пункт 8 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.