Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 638854-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2167.
Законопроект направлен на совершенствование системы государственного контроля (надзора) за добычей, производством, переработкой, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней и предусматривает усиление административной ответственности за нарушение обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в соответствующей сфере.
Применяемые в настоящее время размеры штрафных санкций, установленные статьей 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются несоразмерной мерой наказания за совершаемые правонарушения. Сложившаяся ситуация создает благоприятные условия для легализации ювелирных изделий, незаконно изготовленных на территории Российской Федерации либо ввезенных из-за рубежа, а также ведет к ухудшению криминогенной обстановки. Как результат - недобросовестным участникам рынка драгоценных металлов и драгоценных камней выгоднее заплатить штраф за невыполнение обязательных требований, чем соблюдать их.
Согласно статистике 80% нарушений связаны с учетом, хранением и инвентаризацией драгоценных металлов и драгоценных камней, а также недостоверной отчетностью по их движению и чаще всего являются показателями контрафактной и контрабандной деятельности.
По данным ФКУ "Пробирная палата России", за период 2017 - 2018 годов составлено 997 протоколов об административных правонарушениях, в результате рассмотрения которых судами вынесены решения о наложении штрафов на общую сумму 26 млн. рублей.
Таким образом, средний размер штрафа составил 26 тыс. рублей и является несопоставимо низким в сравнении с доходами от противоправной деятельности с учетом высокой удельной стоимости предмета правонарушения.
Кроме того, по данным ФСБ России ежегодный ущерб федеральному бюджету от незаконной торговли ювелирными изделиями только в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах составляет более 1 млрд. рублей.
Также по информации, поступившей от ФСБ России, МВД России, ФТС России, Следственного комитета Российской Федерации и Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в среднем в год возбуждается порядка 200 уголовных дел по признакам преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
По результатам рассмотренных в судебном порядке уголовных дел изъято и обращено в доход государства драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму более 30 млрд. рублей.
Следует отметить, что последнее изменение размера штрафных санкций в соответствующей сфере датируется 2011 годом.
В связи с этим законопроектом предусматривается увеличение размеров штрафных санкций за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а также возможность в отдельных случаях конфискации предмета и орудий административного правонарушения.
Принятие предлагаемых изменений будет способствовать повышению эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности, сокращению правонарушений в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней и, как следствие, сокращению теневого сектора рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
Статьей 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена в том числе ответственность для граждан, должностных лиц организаций и юридических лиц за нарушение правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий из них.
По данным Гохрана России, за последние 10 лет в его адрес не поступило ни одного обращения о сдаче лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней в Госфонд России. В связи с этим, а также принимая во внимание отсутствие обязательных требований в части сдачи лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней в Госфонд России, законопроектом не предусматривается соответствующая ответственность.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней" потребуется внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - МВД России, ФСБ России, Минюст России.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней"
'
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.