Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 640081-7 "О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, в части уточнения прав детей, находящихся под опекой или попечительством"
Досье на проект федерального закона
Проблема устройства в семью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей продолжает оставаться одной из самых острых в современной России. Всего, по состоянию на 31.12.2017 года в региональных банках данных о детях, нуждающихся в усыновлении и опеке содержались данные о 50,2 тыс. детей.
Действующим законодательством предусмотрены различные виды стимулирования усыновителей и опекунов. Так, гражданам, принявшим на воспитание в семью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств федерального бюджета производится выплата единовременного пособия, средний размер которого составляет 20 166,4 руб. В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, за счет средств федерального бюджета производится выплата единовременного пособия, средний размер которого составляет 154 088 руб.
Кроме этого, согласно Семейному кодексу Российской Федерации, дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с этой нормой субъектами Российской Федерации устанавливается размер ежемесячных денежных выплат и размер вознаграждения приемным родителям и патронатным воспитателям.
Согласно проведенному в регионах Сибирского федерального округа (по состоянию на 01.01.2018 г.) анализу по содержанию в замещающих семьях детей, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, размер ежемесячных денежных выплат, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации зачастую значительно ниже установленной величины прожиточного минимума детей. При этом региональным законодательством применяются нормы о введении дополнительных районных коэффициентах, в связи с чем дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в одном регионе, получают разную сумму ежемесячных выплат. Кроме этого, в некоторых регионах размер выплат на детей школьного и дошкольного возраста также отличается.
При этом, в действующем законодательстве не содержится нормы о необходимости приравнивания размера ежемесячных денежных выплат к величине прожиточного минимума ребёнка в данном субъекте Российской Федерации.
Сравнительная таблица данных по регионам СФО (на 01.01.2018 г.)
N |
Субъект РФ |
Пособие на содержание детей (руб.) |
Величина прожиточного минимума детей (руб.) |
1. |
Алтайский край |
10 500 |
9 811 |
2. |
Забайкальский край |
5059,2 - 6825 |
11801 |
3. |
Иркутская область |
4500 - 7000 |
10 753 |
4. |
Кемеровская область |
5100-7000 |
9 928 |
5. |
Красноярский край |
7125 |
12 490 |
6. |
Новосибирская область |
9030 -10732 |
11145 |
7. |
Омская область |
6182-7519 |
9 641 |
8. |
Республика Алтай |
6325 |
9 679 |
9. |
Республика Бурятия |
5342,4 |
10 993 |
10. |
Республика Тыва |
6888-8119 |
10 655 |
11. |
Республика Хакасия |
6490 - 7990 |
10 361 |
12. |
Томская область |
6650 - 8100 |
11582 |
Развитие системы патронатных систем, очевидно, сдерживается размером ежемесячных денежных выплат. Хотя патронатные семьи решают сложнейшие задачи по социально-психологической адаптации детей сирот в обществе, которые не могут быть решены в рамках детских домов. При этом средние нормативы на содержание ребенка в стационарных учреждениях колеблются от 50 до 100 тыс. рублей в месяц.
Несмотря на планируемое увеличение размера ежемесячных денежных выплат, принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в связи с тем, что выплаты ежемесячного денежного пособия по статье "Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по статье "Охрана семьи и детства" будут компенсированы уменьшением денежных ассигнований на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах.
Представляется обоснованным законодательное закрепление нормы, согласно которой размер ежемесячных денежных выплат должен соответствовать величине прожиточного минимума ребёнка в данном субъекте федерации, либо превышать эту величину. С этой целью разработан настоящий проект федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, в части уточнения прав детей, находящихся под опекой или попечительством"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, в части уточнения прав детей, находящихся под опекой или попечительством" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, в части уточнения прав детей, находящихся под опекой или попечительством"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, в части уточнения прав детей, находящихся под опекой или попечительством" принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.