Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 639949-7 "Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением В.В. Путина от 29 ноября 2011 года N ВП-П9-8452.
В частности, было поручено рассмотреть вопрос введения квалификационных требований для допуска перевозчиков на рынок внутренних грузовых автомобильных перевозок, в целях повышения безопасности на автомобильном транспорте.
Актуальность решения указанной проблемы обосновывается тем, что:
1) грузовой автомобильный транспорт является источником повышенной опасности с риском причинения большого вреда жизни, здоровью гражданам, окружающей среде, гибели или порче имущества;
2) сохраняется значительная доля нелегальных перевозчиков, невыполняющих обязательные требования в области безопасности перевозок, не уплачивающих налоги и сборы в бюджет от получаемых доходов;
3) отсутствует объективная статистическая информация о количестве грузовых автомобилей и перевозчиках, что затрудняет получение пользователями услуг информации о финансово-устойчивых и профессионально надежных перевозчиках.
После отмены в 2005 году лицензирования перевозок грузов автомобильным транспортом с 2009 года была введена система уведомительного порядка начала осуществления перевозочной деятельности в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По данным ГИБДД МВД России парк грузовых автомобилей (исходя из выданных государственных номерных знаков) составляет порядка 6,5 млн. единиц, которые принадлежат, примерно, 300 тысячам владельцев. Из них 80% имеют не более 10 автомобилей и часто совмещают обязанности собственника и водителя.
Сколько фактически автомобилей используется для перевозок грузов за плату неизвестно, так как многие перевозчики не уведомляют уполномоченные органы об осуществлении своей деятельности. При этом административная ответственность за это правонарушение незначительна и составляет для индивидуальных предпринимателей от 3 до 5 тыс. рублей, а для юридических лиц - от 10 до 20 тыс. рублей (статья 19.7.5-1. КОАП).
По экспертным оценкам в России свыше половины парка грузовых автомобилей, занятых на коммерческих перевозках, принадлежат физическим лицам, которые не зарегистрировались как индивидуальные предприниматели, то есть работают нелегально.
Значительная часть нелегальных перевозчиков снижают цены за счет экономии на необходимых расходах, связанных с выполнением обязательных требований по безопасности перевозок и технического содержания автомобилей, что создает для них конкурентные преимущества относительно добросовестных перевозчиков.
В связи с указанным целями законопроекта является формирование правовых условий и механизмов, обеспечивающих защиту интересов потребителей транспортных услуг, повышение качества и безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом.
Достижение указанных целей обеспечивается следующими . положениями законопроекта.
Статьей 4 законопроекта для обеспечения безопасности перевозок установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соблюдать требования и ограничения, установленные статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Статьей 5 законопроекта установлен перечень документов, которые должен иметь при себе водитель во время движения автомобиля.
При этом водитель, являющийся иностранным гражданином должен иметь документ, удостоверяющий гражданство водителя транспортного средства и нотариально заверенной копии разрешения на работу, если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Снижение доли присутствия на рынке нелегальных перевозчиков, обеспечение государственного транспортного надзора и статистического наблюдения за деятельностью грузового автомобильного транспорта всех форм собственности законопроектом предполагается решить путем создания и ведения реестров перевозчиков грузов за плату и для собственных нужд.
В связи положением статьи 6 законопроекта ведение указанных реестров должно осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который в соответствии с законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" вправе возложить на ТПП РФ отдельные, согласованные с ней функции по ведению реестров.
В соответствии с указанным поручением В.В. Путина концептуальным условием регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в указанных реестрах являются положения законопроекта (статьи 7-9) о соблюдении указанными лицами требований по их финансовой состоятельности, профессиональной надежности и профессиональной компетентности, в том числе о наличии в штате перевозчика специалиста с профильным образованием, ответственного за организацию перевозок.
Присутствие на рынке большого числа недобросовестных перевозчиков привело к росту собственного парка грузовых автомобилей промышленных и торговых компаний. Законопроектом предусматривается обязательная регистрация таких автовладельцев в реестре перевозчиков грузов для собственных нужд. Аналогичные меры предусмотрены законодательством ряда европейских стран, например, Германии.
Положениями законопроекта устанавливается обязанность таких перевозчиков соблюдать требования по наличию в штате ответственного специалиста, аналогичные требованиям к перевозчикам грузов за плату.
В соответствии со статьей 26 законопроекта государственный надзор за соблюдением установленных законом обязательных требований, возлагается на органы государственного транспортного надзора. Особенности проведения проверок при осуществлении транспортного надзора установлены Уставом автомобильного транспорта.
Законопроект не создает новых расходных обязательств, в связи с чем принятие закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект не противоречит нормативным правовым актам Евразийского экономического союза, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
Принятие Федерального закона "Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
Принятие Федерального закона "Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации Федерации и внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
Принятие Федерального закона "Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" потребует принятия следующих актов федеральных органов исполнительной власти:
1) приказ Минтранса России "Об утверждении формы заявления о внесении сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в реестр перевозчиков грузов за плату и формы заявления о внесении сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в реестр перевозчиков грузов для собственных нужд";
2) приказ Минтранса России "О порядке установления размера платы за услуги по внесению сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в реестр перевозчиков грузов за плату и реестр перевозчиков грузов для собственных нужд автомобильным транспортом и внесении изменений в указанные реестры";
3) приказ Минтранса России "Об утверждении программы подготовки и программы повышения квалификации специалистов, ответственных за организацию и осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом";
4) приказ Минтранса России "Об утверждении порядка проведения тестирования специалистов, ответственных за организацию и осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом";
5) приказ Минтранса России "Об утверждении формы свидетельства профессиональной компетентности специалиста, ответственного за организацию и осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом";
6) приказ Минтранса России "О порядке установления размера платы за выдачу свидетельства профессиональной компетентности специалиста, ответственного за организацию и осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом, продление срока его действия, а также выдача нового свидетельства взамен утраченного или пришедшего в негодность";
7) приказ Минтранса России "О порядке проведения квалификационных экзаменов специалиста, ответственного за организацию и осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом";
8) приказ Минтранса России "О порядке установления размера платы за сдачу квалификационного экзамена профессиональной компетентности специалиста, ответственного за организацию и осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом, продление срока его действия, а также выдача нового свидетельства взамен утраченного или пришедшего в негодность".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.