Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 641050-7 "О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" направлен на исключение обязанности юридического лица и индивидуального предпринимателя по направлению сведений о лицензиях в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Ведение Единого федерального реестра сведений о деятельности юридических лиц (далее - ЕФРС) осуществляется в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон).
Согласно пункту 8 статьи 7.1 Закона сведения в ЕФРС вносятся как ФНС России, так и юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. ФНС России фактически передает соответствующие сведения в ЕФРС из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРЮЛ и ЕГРИП). Сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, представляются в ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно лицензирующими органами в форме электронных документов (пункт 4 статьи 5 Закона).
Таким образом, в силу подпунктов "м" пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона в ЕГРЮЛ и ЕГРИП содержатся сведения о юридическом лице и индивидуальном предпринимателе, в том числе сведения о лицензиях.
Вместе с тем Законом на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя возлагается обязанность по размещению в ЕФРС сведений о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.
Возложение на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности по предоставлению информации, которая содержится в распоряжении других органов власти, в ЕФРС противоречит принципам регулирования отношений, связанных с информационным взаимодействием предпринимателей и государства. Так, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственные органы не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении иных государственных или муниципальных органов. Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которой государственные и муниципальные органы запрашивают и получают на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию от иных государственных органов, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Учитывая, что информацию о лицензиях в ЕГРЮЛ и ЕГРИП предоставляют непосредственно лицензирующие органы, в Законе возникает противоречие, когда сведения о лицензиях в ЕГРЮЛ и ЕГРИП предоставляются лицензирующими органами, а в ЕФРС те же сведения предоставляются самими предпринимателями.
Законопроектом предлагается возложить обязанность по внесению в ЕФРС сведений о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности, на ФНС России, исходя из данных, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
В настоящее время в соответствии с пунктом 8 статьи 7.1 Закона налоговые органы вносят в ЕФРС сведения, указанные в подпунктах "а" - "и" пункта 7 статьи 7.1 Закона, а также иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Следовательно, взаимодействие налоговых органов и ЕФРС налажено.
Законопроектом предусматривается исключение предлагаемого порядка для лицензий, выданных Банком России, поскольку в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации Банк России к лицензирующим органам не отнесен. Следовательно, обязанность по передаче сведений в ФНС России о выданных лицензиях на осуществление банковских операций на Банк России не возложена.
Пунктом 2 статьи 7.1 Закона предусмотрено, что оператор ЕФРС осуществляет доработку программно-аппаратного комплекса ЕФРС, в том числе для обеспечения соответствия функций ЕФРС требованиям законодательства.
Таким образом, законопроект не повлечет бюджетных расходов, связанных с организацией межведомственного информационного взаимодействия ФНС России с оператором ЕФРС.
Однако принятие проекта федерального закона позволить существенно снизить административную и финансовую нагрузку на бизнес, связанную с предоставлением информации в ЕФРС, а также обеспечить достоверность сведений о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, содержащихся в указанных реестрах.
Кроме того, законопроект будет способствовать гармонизации законодательства, регулирующего информационное взаимодействие при формировании и ведении государственных информационных ресурсов.
Особый порядок вступления в силу федерального закона вызван необходимостью доработки межведомственного информационного взаимодействия ФНС России с оператором ЕФРС в целях предоставления соответствующих сведений о лицензиях.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.