Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 644109-7 "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)" (далее - законопроект) разработан в связи с принятым Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым новой статьей 870.1 Гражданского кодекса Российской Федерации было введено понятие "переводного (трансферабельного) аккредитива" и правила его использования в гражданском обороте.
Законопроект направлен на обеспечение возможности использования резидентами при осуществлении валютных операций с нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности такой формы расчетов, как переводные (трансферабельные) аккредитивы.
В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый договор (контракт), гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводный (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.
В случаях расчетов по экспорту иностранный банк (банк импортера- нерезидента, он же банк-эмитент либо исполняющий банк по аккредитиву, открытому по приказу нерезидента-приказодателя - иностранного покупателя) может на основании заявления получателя средств (российского экспортера, подписавшего внешнеторговый договор (контракт) перевести часть суммы контракта, равную стоимости поставленного на экспорт товара, непосредственно на счет поставщика экспортного товара (российского производителя экспортной продукции - второго получателя средств по аккредитиву), а на счет российского посредника-экспортера (получателя средств по аккредитиву) перевести только сумму его комиссионного вознаграждения. Исполняющим банком может быть и российский уполномоченный банк, если его уполномочил на это иностранный банк (банк-эмитент) в условиях аккредитива и перевел сумму покрытия в случае открытия покрытого переводного (трансферабельного) аккредитива. В этом случае вся сумма денежных средств, получаемая от нерезидента в соответствии с условиями внешнеторгового договора, может зачисляться на счет уполномоченного банка, который является исполняющим банком по аккредитиву, и со счета указанного банка будет перечисляться в соответствующих суммах, предусмотренных условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, напрямую на счет резидента-российского экспортера и/или на счет резидента/резидентов (второго/вторых получателя/получателей средств), которому/которым должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств (вторыми получателями средств).
Таким образом, фактически будет иметь место недопоступление экспортной выручки в полном объеме на счета резидента-экспортера в уполномоченных банках и, соответственно, формальное нарушение требований статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон). При этом факт зачисления оставшейся суммы выручки на счет в уполномоченном банке резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств (вторыми получателями средств), Федеральным законом не признается как выполнение установленных требований по репатриации экспортной выручки в Российскую Федерацию. В этой связи законопроектом вносятся необходимые дополнения в статью 19 Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 19 Федерального закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 19 Федерального закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию товары (неполученные на территории Российской Федерации), невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
На практике могут быть случаи поступления выручки по внешнеторговому договору (контракту) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 19 Федерального закона, в неполном объеме по причине удержания иностранным банком - корреспондентом банковской комиссии при перечислении денежных средств на счет резидента в уполномоченном банке, что не позволяет резиденту обеспечить исполнение требования о репатриации выручки в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона. Взимание банковской комиссии обусловлено в том числе обычаями делового оборота и не может быть признано неправомерным.
В связи с изложенным законопроектом предусматриваются следующие изменения.
Законопроектом вводится признание исполнения резидентом обязанности, предусмотренной статьей 19 Федерального закона, если резидент обеспечил получение на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) банках за пределами территории Российской Федерации экспортной выручки в соответствии с условиями заключенных с нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), или возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не полученные от них товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, в каждом случае за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, взимаемых банками - корреспондентами за осуществление операций по переводу денежных средств (дополнение статьи 19 Федерального закона новой частью 6).
Законопроектом вводится признание исполнения резидентом, являющимся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, обязанности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона, в случае если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким договором (контрактом), получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств - резидента (вторых получателей средств - резидентов), которому (которым) должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств (вторыми получателями средств) (дополнение статьи 19 Федерального закона частью 7).
Кроме того, законопроектом часть 4 статьи 23 Федерального закона дополняется перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива (дополнение части 4 статьи 23 Федерального закона пунктом 20). При этом не требуется дополнение перечня документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, документами для подтверждения суммы вычета комиссионного вознаграждения, которая была получена банками - корреспондентами за осуществление операций по переводу денежных средств, поскольку такие документы могут быть запрошены агентами валютного контроля в соответствии с пунктами 9 и 10 части 4 статьи 23 Федерального закона.
Принятие предлагаемых законопроектом положений повысит гарантии получения выручки российскими поставщиками за поставляемые ими на экспорт товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, обеспечит сближение условий ведения бизнеса в Российской Федерации сложившейся международной практике и обычаям делового оборота в сфере внешнеэкономической деятельности.
Принятие и реализация предлагаемых законопроектом положений не повлекут дополнительных расходов из федерального бюджета, не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
решений, предлагаемых к принятию проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона мО внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.