Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 642309-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части установления права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением лиц относящихся к ветеранам боевых действий перечисленных в пункте 1, пунктах 3-4 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" уволившихся с военной службы, в том числе в запас (отставку) по истечении срока военной службы по призыву или истечении срока контракта, принимавшие личное участие в боевых действия при исполнении служебных обязанностей на территории СССР, территории РФ и территориях других государств.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Вместо слов "пункте 1, пунктах 3-4 статьи 3" следует читать "подпунктах 1, 3 - 4 пункта 1 статьи 3"
К указанным категориям ветеранов боевых действий относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
2) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
3) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03 октября 2018 года N 350-Ф3 сохраняет за отдельными категориями граждан возраст, дающий право на страховую пенсию по старости, по состоянию на 31 декабря 2018 года. Действующий пенсионный возраст - по состоянию на 31 декабря 2018 год 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
С принятием Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ пенсионный возраст увеличивается с 01 января 2019 года 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
По смыслу статей 37 и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 71 и 72 Конституции РФ, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливает их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Необходимость выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, влечет за собой обязанность государства гарантировать этим лицам защиту, соответствующую их особому статусу.
Выполняя свой воинский долг в боевых условиях, данная категория граждан получила психологические и физические травмы, что в дальнейшем существенно отразилось на их здоровье и в настоящее время приводит к значительному сокращению продолжительности жизни.
Испытания которые ветераны боевых действий перенесли выполняя свой долг, а также экстремальные условия несения службы в горячих точках сопряженные с постоянным риском для жизни, позволяют сохранить за данной категорией граждан возраст, дающий право на страховую пенсию по старости, по состоянию на 31 декабря 2018 года, а именно 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Крайне необходимо предоставление им дифференцированного пенсионного обеспечения с действующего пенсионного возраста по состоянию на 31 декабря 2018 года, так как многие ветераны боевых действий, получив в результате исполнения служебных обязанностей в боевых условиях ряд заболеваний физического и психологического характера могут не достичь возраста, дающий право на страховую пенсию по старости, установленного с 1 января 2019 года, а именно 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.
Пенсионная система должна быть адекватной современному экономическому развитию Российской Федерации и соответствовать международным стандартам. Многие ветераны боевых действия получили инвалидность, большинство имеют боевые и государственные награды. Они безусловно заслуживают, относится к категории граждан страховая пенсия по старости, которым будет назначаться по достижению возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) в том числе досрочно.
Эти люди должны при жизни получать компенсации и поощрения за то, что они заслужили своими фронтовыми и трудовыми подвигами для нашего государства.
Принятие Федерального закона позволит обеспечить ветеранам боевых действий достойную жизнь и в очередной раз подтвердить их заслуги перед Отечеством.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения окажут существенное влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части установления права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан"
По данным Департамента социальных выплат Пенсионного фонда РФ Количество лиц относящихся к ветеранам боевых действий перечисленных в пункте 1, пунктах 3-4 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" уволившихся с военной службы, в том числе в запас (отставку) по истечении срока военной службы по призыву или истечении срока контракта, принимавшие личное участие в боевых действия при исполнении служебных обязанностей на территории СССР, территории РФ и территориях других государств составляет 1 млн. 100 тыс. 737 человек.
Из них:
- женщин 24 тыс. 100 человек.
- мужчин 1 млн. 100 тыс. 637 человек.
В соответствии с указанными на официальном сайте ПФ РФ данным, средний размер пенсии в России с учетом индексации с 1 января 2019 года на 7,05 процента составляет 15 149 рублей.
По данным, взятым у общественной организации "Российский Союз ветеранов Афганистана", на сегодняшний момент в Российской Федерации насчитывается примерно 600 тыс. ветеранов боевых действий Афганистана. Ротация во время военного конфликта на территории Афганской республики происходила ежегодно, учитывая, что военные действия шли на протяжении с декабря 1979 года по февраль 1989 года, состав военнослужащих сменялся 10 раз. Основная часть, принимавших участие в военном конфликте со стороны Советский армии, призывалась в возрасте 18-20 лет (средний возраст - 19 лет). Соответственно, в первый год в Афганской войне участие принимали военнослужащие 1960 года рождения. Из этого следует, что участники военного конфликта в 1979 году выйдут на пенсию в 2020 году.
На основании вышеизложенного, общее количество ветеранов боевых действий разделяем на 10 ротаций, которые происходили на протяжении с 1979 - 1989 года.
600000/10 = 60000 ветеранов боевых действий будет выходить на пенсию ежегодно, начиная с 2020 года.
Остальной части ветеранов боевых действий в основном приходится на ветеранов первой (1994-1996 гг.) и второй (1999-2001 гг.) чеченских войн. Исходя из дат первой и второй чеченских войн, делаем вывод, что ветераны боевых действий, принимавшие участие в военных конфликтах на территории Чеченской республики не достигли пенсионного возраста.
Досрочное назначение страховой пенсии указанным категориям ветеранов боевых действий назначается мужчинам, достигшим возраста 60 лет, женщинам, достигшим возраста 55 лет, что составляет максимальную величину фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 5 лет.
Расчет средств, необходимых для реализации проекта Закона, произведен по следующей формуле:
S =n х z х 12,
где:
где S - итоговая сумма,
п - численность ветеранов,
z - размер ежемесячной пенсии.
Для получения общей суммы дополнительных средств умножаем сумму ежемесячной пенсии на 12 месяцев и на общую численность ветеранов.
S = 60000 х 15 149 х 12 = 10 907 280 000 руб. (десять миллиардов девятьсот семь миллионов двести восемьдесят тысяч) рублей.
Указанная формула, как и исходные данные, нуждаются в уточнении уполномоченными органами исполнительной власти для определения реальной потребности в бюджетных ассигнованиях на реализацию проекта Закона.
Можно говорить о значительных расходах бюджета, однако в среднесрочной перспективе очевидно повышение уровня жизни ветеранов боевых действий, рост их покупательской способности и, как следствие, определенное повышение доходов бюджета.
Несмотря на увеличение нагрузки статьи расходов для федерального бюджета, проект закона имеет важное социальное значение, и расходы на его реализацию являются обоснованными и необходимыми.
Перечень
Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части установления права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части установления права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.