Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 642966-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время проблема неисполнения застройщиками своих договорных обязательств перед участниками долевого строительства по передаче жилых помещений в строящихся многоквартирных домах является актуальной для абсолютного большинства субъектов Российской Федерации.
По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в России насчитывается свыше 70 тысяч граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов и пострадавших в результате действий недобросовестных застройщиков.
Согласно положениям Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) денежные средства участников долевого строительства, уплаченные по договору участия в долевом строительстве, подлежат использованию застройщиком только в целях, предусмотренных статьей 18 Федерального закона N 214-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим. Использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участником долевого строительства, на иные цели не допускается.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования федерального законодательства, обеспечивающего защиту прав граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, и направлен на усиление ответственности застройщиков, осуществляющих привлечение денежных средств таких граждан для строительства указанных объектов недвижимости.
Законопроектом предлагается дополнить статью 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) частью 7, предусмотрев административную ответственность застройщиков за нецелевое использование денежных средств граждан и юридических лиц, являющихся участниками долевого строительства, и установив ее в виде административного штрафа, размер которого может составлять от 50 тысяч рублей до 500 тысяч рублей для должностных лиц и от 200 тысяч рублей до одного миллиона рублей для юридических лиц.
Предлагаемое законопроектом изменение позволит обеспечить надлежащую защиту прав участников долевого строительства.
Первоначально подготовленная редакция проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" направлялась Законодательным собранием Ленинградской области в Правительство Российской Федерации для получения заключения и в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации для экспертной оценки.
По результатам рассмотрения представленных в Законодательное собрание Ленинградской области заключений следует отметить, что проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" получил концептуальную поддержку со стороны указанных государственных органов, вместе с тем анализ замечаний позволил сделать вывод об отсутствии единого мнения по вопросу об окончательной редакции предлагаемых изменений.
В частности, в заключениях выражены мнения о необходимости установления единого состава административного правонарушения в части нецелевого использования застройщиками денежных средств участников долевого строительства и (или) несоблюдения требований к ведению учета указанных средств независимо от срока выдачи разрешения на строительство, а также о временном характере редакции статьи 18 Федерального закона N 214-ФЗ, действующей в отношении застройщиков, получивших разрешение на строительство до 1 июля 2018 года, которая не будет применяться по истечении срока действия последнего разрешения, выданного до 1 июля 2018 года.
В настоящем законопроекте предлагается формулировка состава административного правонарушения, предложенная Правительством Российской Федерации.
Кроме того, сопутствующие изменения вносятся в часть 1 статьи 3.5 КоАП РФ, которой установлены предельные размеры административных штрафов для граждан, должностных лиц и юридических лиц, а также в часть 1 статьи 23.64 КоАП РФ, которой определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов, по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-5 статьи 14.28 КоАП РФ.
Статистические данные, свидетельствующие об устойчивой тенденции роста числа нарушений, связанных с нецелевым использованием застройщиками денежных средств участников долевого строительства, не могут быть представлены в связи с отсутствием информационных источников высокой степени достоверности и недостаточностью государственной и ведомственной статистической отчетности по количеству нарушений подобного рода, совершаемых на территории Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.