Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 643917-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях закрепления единых обязательных требований к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и средствам фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - специальные технические средства), а также порядка обработки и хранения информации, получаемой с их помощью, и установления нового порядка отмены постановления по делу об административном правонарушении, зафиксированном с применением специальных технических средств, в случае выявления их некорректной работы.
Статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) содержит правило, согласно которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (принцип презумпции невиновности).
При этом указанная статья содержит примечание, согласно которому это правило не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.
В отношении данных административных правонарушений, зафиксированных специальными техническими средствами, законодателем предусмотрен особый, упрощенный порядок осуществления административного производства.
Так, согласно части 3 статьи 28.6 КоАП РФ в случае выявления административного правонарушения, зафиксированного с применением специальных технических средств, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Таким образом, лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, имеет возможность обжаловать указанное постановление только после его вынесения, что связано со значительными временными, физическими, моральными и материальными издержками.
Возможность установления исключения из общего принципа презумпции невиновности неоднократно подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18, от 07.12.2010 N 1621-0-0, от 22.03.2011 N 391-0-0, от 25.01.2012 N 177-0-0).
Устанавливая подобное исключение, законодатель преследовал цель соблюдения принципа неотвратимости наказания с учетом большого количества правонарушений, совершаемых в сфере дорожного движения.
При этом для минимизации ошибок при вынесении постановления об административном правонарушении, зафиксированном с помощью специальных технических средств, предусмотрена процедура периодических проверок их технического состояния, а также оценка полученных данных уполномоченным должностным лицом при вынесении постановления.
Вместе с тем на практике эта процедура дает сбои. Так, например, в Вологодской области в период с 25 ноября по 9 февраля 2016 года в результате некорректной работы ТВ-датчика VSTV-10650 АПК "Автоураган-ВС", установленного на 81 км автомобильной дороги "Вологда-Новая Ладога", было необоснованно вынесено 10 110 постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушение скоростного режима.
Аналогичные случаи происходили и в других субъектах Российской Федерации, например, в г. Москве, Республике Татарстан, Волгоградской и Тюменской областях.
В результате при фактическом отсутствии события правонарушения десятки тысяч водителей были вынуждены обжаловать вынесенные в отношении них постановления, при этом испытывая объективные сложности в доказывании отсутствия своей вины, не имея документально подтвержденных сведений о неправильной работе специальных технических средств.
Существенным препятствием при обжаловании гражданами вынесенных в отношении них постановлений является отсутствие единых обязательных требований к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также порядка обработки и хранения информации, получаемой с их помощью.
В настоящее время общие технические требования и правила применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, установлены соответственно ГОСТом Р 57144-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" и ГОСТом Р 57145-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения".
Однако в соответствии с положениями пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации. Следовательно, указанные документы не являются обязательными.
Исходя из вышеизложенного предлагается установить, что требования к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также порядок обработки и хранения информации, получаемой с их помощью, определяются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время уполномоченные должностные лица, имея достоверные сведения о нарушениях в работе специальных технических средств, не имеют возможности самостоятельно отменить вынесенные постановления в связи с тем, что они не относятся к лицам, имеющим право обжаловать постановления по делу об административном правонарушении, перечисленным в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ.
Законопроектом предлагается решить указанную проблему путем дополнения главы 30 КоАП РФ отдельной статьей, предусматривающей возможность уполномоченных должностных лиц при установлении факта нарушения правил установки и (или) эксплуатации специальных технических средств в момент фиксации ими административного правонарушения, самостоятельно отменять вынесенные ранее постановления по делам об административных правонарушениях.
В целях недопущения коррупционных нарушений при принятии уполномоченным должностным лицом решения об отмене ранее вынесенного постановления по делу об административном правонарушении предлагается закрепить, что критерии нарушения правил установки и (или) эксплуатации работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, являющиеся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом законопроектом предусматривается, что лицо, принявшее решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, должно будет известить лицо, в отношении которого было вынесено указанное постановление, о принятом решении.
Аналогичную возможность предлагается предусмотреть и в случае фиксации специальными техническими средствами административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих требования к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также порядок обработки и хранения информации, получаемой с их помощью, и критерии нарушения правил установки и (или) эксплуатации работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, являющиеся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.