Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен законопроект с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом вносится изменение в часть 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), закрепляющее полномочие Правительства Российской Федерации по определению требований к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также по определению порядка обработки и хранения информации, получаемой с их помощью (далее - специальные технические средства).
Одновременно законопроектом глава 30 КоАП дополняется новой статьей 30.20, предусматривающей отмену постановления по делу об административном правонарушении, зафиксированном специальными техническими средствами.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект с учетом прилагаемых замечаний.
Приложение: на 3 л.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Замечания на проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вносимый в Государственную Думу Законодательным Собранием Вологодской области
Законопроектом не уточнен круг определяемых Правительством Российской Федерации требований к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также по определению порядка обработки и хранения информации, получаемой с их помощью, что не согласуется с Договором Евразийского экономического союза от 29 мая 2014 г., поскольку государства - члены Союза обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза требованиям к такой продукции.
Изменение, наделяющее Правительство Российской Федерации полномочием по определению требований к функциональным свойствам специальных технических средств, включено в поправки Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 792112-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с передачей части полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения органу исполнительной власти столицы Российской Федерации города федерального значения Москвы", внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 6 декабря 2017 г. (поправки от 8 февраля 2018 г. N 984п-П4).
Одновременно законопроектом глава 30 КоАП дополняется новой статьей 30.20, предусматривающей отмену постановления по делу об административном правонарушении, зафиксированном специальными техническими средствами. В качестве основания отмены данного постановления предлагается закрепить установление уполномоченным органом в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, факта и периода нарушения правил установки и (или) эксплуатации либо технического сбоя в работе специальных технических средств, повлекших за собой неправильное выявление события административного правонарушения.
В целом введение новой модели правового регулирования, направленной на восстановление нарушенных прав граждан, обеспечивающей баланс конституционно значимых ценностей, заслуживает внимания, поскольку в соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Между тем разработчиками не принято во внимание, что условия применения, правила установки и эксплуатации специальных технических средств содержатся в ГОСТе Р 57145-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения", отсутствующем в перечне документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. N 2438-р. В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" названный ГОСТ Р является документом для добровольного применения.
Информация о соответствующем сбое в работе специальных технических средств содержится, прежде всего, в поступающих жалобах лиц, которым назначено административное наказание, либо в принесенных протестах прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) в последующих решениях по жалобам на это постановление.
В разделе IV "Производство по делам об административных правонарушениях" КоАП главами 29 и 30 урегулированы вопросы отмены соответствующих постановлений по делам об административных правонарушениях. При рассмотрении конкретной жалобы уполномоченное должностное лицо может установить, что по аналогичным причинам в это же время на основании данных, полученных с помощью специальных технических средств, в отношении других граждан также были вынесены соответствующие постановления, а жалобы от лиц, которым назначен административный штраф, не поступали. Однако в законопроекте отсутствуют положения, позволяющие разрешить указанные проблемы правоприменения. Авторами не предложен механизм восстановления нарушенных прав граждан, когда постановление по делу об административном правонарушении отменено по инициативе уполномоченного должностного лица, но на момент принятия решения гражданин его исполнил, то есть уплатил штраф.
В законопроекте не учтено, что постановление по делу об административном правонарушении, зафиксированном специальными техническими средствами, помимо сотрудников полиции, может быть вынесено должностными лицами иного органа государственной власти, например, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор (по статье 12.21.3 КоАП), а также должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в случае если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий (статья 23.79 КоАП).
Законопроектом не определен срок, в течение которого должностное лицо, принявшее решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, обязано известить о данном решении лицо, в отношении которого было вынесено указанное постановление, а также форма такого извещения.
Перечнем нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с законопроектом, предусмотрена разработка нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяющих требования к специальным техническим средствам, а также порядок обработки и хранения информации, получаемой с их помощью, и критерии нарушения правил установки и (или) эксплуатации специальных технических средств.
Вместе с тем в законопроекте не указан отлагательный срок вступления его в силу, необходимый для разработки и принятия соответствующих актов Правительства Российской Федерации, что не позволит своевременно применить вводимые нормы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 22 января 2019 г. N 426п-П9 "Заключение на проект федерального закона N 643917-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вносимый в Государственную Думу Законодательным Собранием Вологодской области"
Текст письма официально опубликован не был