Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 643266-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - законопроект) разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2167 (подпункт "в" пункта 1).
Законопроект направлен на совершенствование системы порядка организации государственного контроля (надзора) за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней и предусматривает лицензирование отдельных видов деятельности, связанной с их оборотом.
Законопроектом предлагается дополнить перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, установленный Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", обработкой (переработкой) лома и отходов драгоценных металлов и скупкой у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, предусмотренными Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
По информации Минфина России, в 2016 году количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий, составляло 5767.
В 2017 году их количество сократилось до 4430, а в 2018 году увеличилось до 5635. Таким образом, указанные субъекты составляют порядка 14% общего количества лиц, состоящих на специальном учете в ФКУ "Пробирная палата России".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1052 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями" юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на специальный учет в течение 30 календарных дней с даты их государственной регистрации при заявлении кодов ОКВЭД, связанных с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней.
Практика контрольно-надзорной деятельности показывает, что организации, осуществляющие обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, а также скупку у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, при государственной регистрации заявляют и иные виды ОКВЭД в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
Таким образом, исключение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, в отношении которых законопроектом предлагается ввести лицензирование, из числа субъектов, которые подлежат постановке на специальный учет, нецелесообразно.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон) лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Существенная часть лома и отходов драгоценных металлов аккумулируется в ломбардах, скупках, комиссионных. При доаффинажной переработке накопленных лома и отходов драгоценных металлов используются химические вещества, отнесенные к первому классу опасности. В связи с этим не соблюдаются требования по экологической безопасности и по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
В рамках деятельности организаций, осуществляющих скупку ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, также нарушаются законные интересы и права граждан, осуществляется в том числе легализация контрабандной и контрафактной продукции.
В 2017 году аффинажными предприятиями было произведено 307 тонн золота, в том числе 36,5 тонны золота из лома и отходов драгоценных металлов. При этом объемы, используемые в ювелирной промышленности для производства ювелирных изделий в 2017 году, практически совпадают - около 37 тонн золота.
Указанные данные свидетельствуют о том, что производители ювелирных изделий обеспечивают свою потребность в драгоценных металлах за счет переработанных лома и отходов. Такая ситуация связана с несовершенством налогового законодательства в отрасли.
Различные режимы НДС в сфере оборота драгоценных металлов создают условия, при которых приобретение лома и отходов драгоценных металлов является более выгодным, поскольку реализация аффинированных драгоценных металлов облагается НДС по ставке 20%, в то время как при продаже лома и отходов драгоценных металлов применяется режим освобождения от уплаты НДС. По этой причине нередки случаи оформления фиктивной документации, связанной с переработкой драгоценных металлов.
Учитывая изложенное, введение лицензирования на предусмотренные законопроектом виды деятельности необходимо.
В целях недопущения приостановки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на дату введения лицензирования деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, а также деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, для них предусмотрен переходный период для получения соответствующей лицензии - восемнадцать месяцев.
Предусмотренная законопроектом деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона к полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относится в том числе определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности.
Правительством Российской Федерации поручено Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать предложения о создании на базе ФКУ "Пробирная палата России" и в пределах его штатной численности уполномоченного федерального органа исполнительной власти. В случае принятия положительного решения по созданию такого органа Минфин России предлагает наделить его в том числе полномочиями по осуществлению лицензирования деятельности, связанной с оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
Следует отметить, что законопроектом не предусматривается установление отдельной государственной пошлины за выдачу лицензии на предлагаемые виды деятельности, поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 92 статьи 333.33) установлен общий размер государственной пошлины за предоставление уполномоченными органами лицензии - 7500 рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Вместо слов "пункт 92 статьи 333.33" следует читать "подпункт 92 пункта 1 статьи 333.33"
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 14.1) установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В связи с этим внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не требуется.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не несет отрицательных социально-экономических последствий.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" потребует дополнительные финансовые затраты, покрываемые за счет средств федерального бюджета, которые предлагается учесть при формировании проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый на период 2020 и 2021 годов".
По данным специального учета, в 2018 году количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий, составило 5635.
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, за аналогичный период составило около 2938.
Учитывая, что Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 92 статьи 333.33) установлен общий размер государственной пошлины за предоставление уполномоченными органами лицензии - 7500 рублей, доходы бюджета от выдачи лицензии вышеуказанным субъектам составят около 64,3 млн. рублей.
По экспертным оценкам по результатам завершения выдачи лицензий организациям, осуществляющим обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, а также скупку у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, налоговые поступления в бюджет могут составить около 17 млрд. рублей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" потребуется:
1. Принятие постановления Правительства Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Головной исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
2. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Головной исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
3. Признание утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. N 444 "Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Головной исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.