Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 647786-7 "О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статьи 1 и 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
Статьей 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) установлено, что закупки бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), информационных материалов, размещаемых в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума и помещениях для голосования, услуг по доставке избирательной документации, документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, иных отправлений избирательных комиссий, комиссий референдума, используемых при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума Российской Федерации и референдумов субъектов Российской Федерации, а также при проведении выборов в органы местного самоуправления и местных референдумов в муниципальных образованиях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляются организующей соответствующие выборы, референдум комиссией или по ее решению соответствующими нижестоящими комиссиями.
Такие закупки осуществляются на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определяемых Правительством Российской Федерации по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не реже одного раза в пять лет. Приобретение бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), используемых при проведении иных выборов, референдумов, осуществляется организующей соответствующие выборы, референдум комиссией или по ее решению соответствующими нижестоящими комиссиями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 7, 9 части 2 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ данный закон не применяется к отношениям, связанным с:
закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах;
привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ;
закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.
В связи с этим на прошедших выборах Президента Российской Федерации избирательные комиссии субъектов Российской Федерации не включали в планы закупок закупки товаров, работ, услуг, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение указанных выборов.
Неприменение норм Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок для целей обеспечения подготовки и проведения прошедших выборов способствовало соблюдению сроков реализации мероприятий по подготовке и проведению выборов, установленных календарным планом.
Однако избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обязаны соблюдать положения Федерального закона N 44-ФЗ при подготовке и проведении выборов в региональные органы государственной власти.
В соответствии с избирательным законодательством выборы в органы государственной власти субъектов назначаются в срок не ранее 100 и не позднее 90 дней до дня голосования. Для реализации своих полномочий избирательные комиссии разрабатывают и утверждают календарные планы мероприятий по подготовке и проведению соответствующих выборов. Сроки реализации этих мероприятий должны соответствовать нормам избирательного законодательства, и в то же время соблюдение этих сроков зависит от своевременного приобретения товаров, работ и услуг, предусмотренных утвержденным планом-графиком закупок для целей подготовки и проведения выборов.
Статьей 57 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов, осуществляется не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
В связи с ограниченностью сроков реализации мероприятий в период подготовки и проведения выборов необходимость приобретения товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок вызывает трудности, которые не возникают при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения текущей деятельности государственного органа. Некоторые из них:
1. В соответствии с требованиями к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1043, в течение 10 календарных дней после доведения до избирательной комиссии соответствующих лимитов бюджетных обязательств должен быть утвержден план закупок товаров, работ и услуг при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В эти же сроки утверждается и план-график закупок товаров, работ и услуг (постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года N 554).
В соответствии с требованиями законодательства в плане-графике закупок в отношении каждого объекта закупки наряду с другой информацией в обязательном порядке указывается начальная (максимальная) цена контракта, количество поставляемого товара и цена за единицу поставляемого товара. За время после утверждения плана-графика закупок до заключения контракта на приобретение товаров, работ и услуг, включенных в этот план-график закупок, происходит изменение цен (стоимости) на товары, работы и услуги. В случае изменения цен (стоимости) запланированных к приобретению товаров, работ и услуг постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года N 554 предусмотрено внесение соответствующих изменений в план-график закупок. В течение 10 дней после внесения этих изменений не разрешается размещение извещения об осуществлении закупки.
2. Наиболее часто применяемыми способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок для реализации мероприятий по подготовке и проведению выборов (из установленных Федеральным законом N 44-ФЗ) являются запрос котировок и аукцион в электронной форме. В процессе осуществления закупок бывают случаи, когда котировочной (аукционной) комиссией отклоняются все поданные заявки на участие в запросе котировок (аукционе) или их не подают и запрос котировок (аукцион) приходится признать несостоявшимся, что влечет за собой проведение новой закупки (запрос котировок или аукцион).
В связи с изложенным необходимо внести изменения в пункт 30 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в части закупки бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок) и т.п.
Представленный законопроект позволит устранить трудности соблюдения сроков реализации мероприятий по подготовке и проведению выборов, вызванные установленным порядком осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статьи 1 и 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статьи 1 и 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статьи 1 и 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статьи 1 и 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.