Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 649253-7 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и в статью 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и в статью 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - законопроект) разработан в соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), предусматривающей возможность установления другими федеральными законами особенностей организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры при осуществлении государственного экологического надзора.
Законопроектом предлагается внесение в федеральные законы "Об охране атмосферного воздуха" и "Об охране окружающей среды" изменений, предусматривающих особенности государственного экологического надзора в области охраны атмосферного воздуха.
Специфика проблемы загрязнения атмосферного воздуха состоит в том, что при выбросе в атмосферный воздух вредных веществ для выявления источника загрязнения необходима немедленная реакция органов государственного экологического надзора до рассеивания загрязняющего вещества.
Особенностью данного вида правонарушений является быстрое изменение качества атмосферного воздуха, сложность, а нередко и невозможность установления доказательств влияния конкретных источников загрязнения при соблюдении установленных Федеральным законом N 294-ФЗ проверочных мероприятий.
Вместе с тем даже в случае причинения вреда жизни и здоровью граждан внеплановая выездная проверка проводится только после согласования с органом прокуратуры, решение о котором принимается в течение рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о согласовании. Как правило, процедура согласования занимает два рабочих дня.
Таким образом, предусмотренные Федеральным законом N 294-ФЗ основания проведения внеплановых проверок в случае загрязнения атмосферного воздуха не позволяют органам государственного экологического надзора незамедлительно приступить к проведению внеплановой проверки.
Содержащиеся в пункте 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основания проведения внеплановой проверки включают понятие "причинение вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде", которое носит оценочный характер и толкуется неоднозначно, в том числе правоприменительными органами.
Для разрешения сложившейся проблемы законопроектом предлагается в статье 24 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" установить дополнительное основание проведения внеплановой проверки, предусматривающее возможность незамедлительного проведения внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя, в случае поступления в орган государственного надзора официальных данных государственного мониторинга атмосферного воздуха, свидетельствующих о поступлении в атмосферный воздух или образовании в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Также законопроект предусматривает возможность проведения внеплановой выездной проверки органами регионального государственного экологического надзора независимо от уровня государственного экологического надзора на основании соглашения между органами государственного экологического надзора.
Предложенный законопроект в случае его принятия позволит повысить эффективность государственного экологического надзора, выявления и пресечения экологических правонарушений, связанных с нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и в статью 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и в статью 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и в статью 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон)
Принятие Федерального закона потребует разработки и принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, нормативного правового акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направленных на реализацию пункта 2 статьи 1 Федерального закона.
Признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.