Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 649460-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем" (далее - законопроект о внесении изменений в КоАП РФ, КоАП РФ) подготовлен во исполнение подпункта "в" пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 24 января 2017 г. N Пр-140ГС о внесении в законодательство изменений, направленных на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предусматривающих в том числе получение комплексных экологических разрешений с учетом программ оснащения предприятий автоматическими и техническими средствами контроля выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ, а также предоставление предприятиям времени на разработку проектов и закупку соответствующего оборудования.
Для решения указанной задачи принят Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и статьи 1 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ" (далее - Закон N 252-ФЗ).
Законом N 252-ФЗ установлено, что оснащению автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ подлежат стационарные источники наиболее опасных промышленных объектов, отнесенных к объектам I категории.
Программа оснащения таких объектов автоматическими средствами контроля должна предоставляться в уполномоченный орган в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения. Срок реализации такой программы не может превышать 4-х лет со дня получения комплексного экологического разрешения.
Информация о показателях выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду будет передаваться в информационную систему "Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", оператором которого является Росприроднадзор - орган, осуществляющий федеральный государственный экологический надзор.
Положения Закона N 252-ФЗ вступили в силу 1 января 2019 г.
Для обеспечения соблюдения норм, предусмотренных Законом N 252-ФЗ, подготовлен законопроект о внесении изменений в КоАП РФ.
Законопроектом о внесении изменений в КоАП РФ предлагается дополнить главу 8 КоАП РФ статьей 8.48, предусматривающей установление ответственности:
за невыполнение или несвоевременное выполнение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и их эксплуатации - в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей;
за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по предоставлению в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, информации о показателях выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, полученной с использованием систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ - в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;
за предоставление в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, недостоверной информации о показателях выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, полученной с использованием систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ - в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
Также законопроектом о внесении изменений в КоАП РФ предусмотрено установление за повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 4 проектируемой статьи 8.48 КоАП РФ, повышенной административной ответственности, включая дисквалификацию должностных лиц.
При этом указанная статья содержит примечание, согласно которому лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.
В связи с дополнением главы 8 КоАП РФ статьей 8.48 для исключения дублирования составов правонарушений корреспондирующие изменения вносятся в статью 8.5 "Сокрытие и искажение информации" и в статью 8.21 "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха" КоАП РФ.
Соответствующие изменения также вносятся в статью 23.29 КоАП РФ, определяющую полномочия органов, осуществляющих государственный экологический надзор по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой статьей 8.48, органами государственного экологического надзора будет проводиться в рамках установленных полномочий по осуществлению контрольно-надзорных мероприятий на основании положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предлагаемые законопроектом о внесении изменений в КоАП РФ размеры штрафов соразмерны размерам штрафов, установленных в Главе 8 КоАП РФ за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
В настоящее время крупными промышленными предприятиями, как правило, созданы и действуют системы автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Такие предприятия уже в 2019 году могут получить комплексное экологическое разрешение, согласовав с Росприроднадзором свою программу создания системы автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, с указанием сроков завершения мероприятий по оснащению стационарных источников средствами измерения и учета объема и массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Таким образом, в соответствии с проектируемой частью 1 законопроекта для большинства предприятий административная ответственность может наступить только по истечении срока реализации программы создания системы автоматического контроля, то есть через четыре года со дня получения комплексного экологического разрешения.
При этом Федеральным законом "Об охране окружающей среды" предусмотрена система стимулов при внедрении предприятиями наилучших доступных технологий, в том числе при реализации мероприятий по установке автоматизированных систем по контролю за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно статье 17 Федерального закона государственная поддержка осуществляется в виде предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах льготы (с 2019 года предусмотрена возможность применять повышенный коэффициент 2 к норме амортизации основного технологического оборудования, если оно используется в наилучших доступных технологиях), а также предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, стимулирующим фактором для предприятий является выделение средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации при реализации такого рода мероприятий.
Установление административной ответственности за неоснащение, несвоевременное оснащение стационарных источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду системами автоматического контроля или за непредставление информации о показателях таких выбросов и сбросов, также за представление недостоверной информации будет являться фактором, стимулирующим предприятия к выполнению в установленные сроки требований природоохранного законодательства.
В связи с изложенным законопроектом о внесении изменений в КоАП РФ предлагается установить вступление проектируемых норм с 1 июля 2019 г.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.