Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 650809-7 "О внесении изменений в статьи 41.1 и 41.8 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В 2012 году в целях предотвращения "фактического лишения" гражданства Российской Федерации Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ) был дополнен новой главой VIII.1, направленной на урегулирование правового статуса, в том числе на определение условий и порядка приема в гражданство Российской Федерации, отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации (Федеральный закон от 12.11.2012 N 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации").
К указанным лицам, в частности, относятся лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, а также их несовершеннолетние дети.
Согласно положениям статьи 41.2 Федерального закона N 62-ФЗ данная категория лиц принимается в гражданство Российской Федерации без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство и без учета требований о: проживании на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно; наличии законного источника средств к существованию; владении русским языком.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 41.8 Федерального закона N 62-ФЗ решение о приеме в гражданство Российской Федерации или о признании гражданином Российской Федерации отменяется, если будет установлено, что решение о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации принято на основании подложных документов либо заведомо ложных или недостоверных сведений.
В период после 1 июля 2002 года согласно информации МВД России в отношении нескольких тысяч человек в установленном законодательством Российской Федерации порядке были приняты решения об отмене ранее предоставленного им гражданства Российской Федерации и о признании недействительными либо изъятии у них паспорта гражданина Российской Федерации в связи с тем, что эти лица предоставили подложные документы либо заведомо ложные или недействительные сведения.
Исходя из гуманитарных соображений и учитывая, что абсолютное большинство указанных лиц не имеют действительного документа на право проживания в иностранном государстве, представляется целесообразным разрешить этим лицам оформить гражданство Российской Федерации в порядке, закрепленном главой VIII.1 Федерального закона N 62-ФЗ.
В этой связи законопроектом предлагается предоставить право получить в упрощенном порядке российское гражданство лицам, имевшим гражданство бывшего СССР, получившим паспорт гражданина Российской Федерации до 1 января 2010 года.
Дата - 1 января 2010 года обусловлена тем, что в 2009 году в основном было завершено формирование системы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства. В этой связи с 1 января 2010 года число лиц, которые были приняты в гражданство Российской Федерации, и получили паспорт гражданина Российской Федерации на основании подложных документов или заведомо ложных либо недостоверных сведений, является крайне незначительным.
Также законопроектом предлагается унифицировать порядок отмены решений о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, предусмотрев единые основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации, изложенные в статье 22 Федерального закона N 62-ФЗ для отмены решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, предусмотренной частью 1 статьи 41.8 Федерального закона N 62-ФЗ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 41.1 и 41.8 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 41.1 и 41.8 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 41.1 и 41.8 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 41.1 и 41.8 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.