Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 651156-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Досье на проект федерального закона
Целью законопроекта является совершенствование действующей системы контроля (надзора), устранение пробела в существующем регулировании, направленные на недопущение необоснованного увеличения сроков проведения плановых проверок юридических лиц, имеющих филиалы и представительства на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ N 294-ФЗ).
Согласно статье 9 ФЗ N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов и не чаще чем один раз в три года.
Частью 1 статьи 13 ФЗ N 294-ФЗ определено, что срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.
До августа 2011 года статья 13 ФЗ N 294-ФЗ не содержала указаний об общем сроке проведения проверок юридических лиц, имеющих филиалы и представительства в различных субъектах Российской Федерации. В связи с этим Генпрокуратура РФ в письме от 10 августа 2010 г. N 73/3-240-2010 "О применении отдельных норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сообщила, что некоторые контролирующие органы, в частности Роспотребнадзор, со ссылкой на указанное положение практикуют назначение плановых проверок в отношении различных филиалов (представительств) юридического лица без учета того, что оно в лице других своих филиалов (представительств) уже было проверено в течение трех последних лет либо должно быть проверено в текущем году. По мнению Генпрокуратуры РФ, такое положение было недопустимо, в том числе с учетом содержащейся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. N 16-П и ряде иных судебных постановлений позиции, согласно которой из конституционных принципов равенства и справедливости вытекает требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике, и следовательно неизбежно ведет к произволу.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" часть 4 статьи 13 ФЗ N 294-ФЗ дополнена указанием на то, что общий срок проведения проверки юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, не может превышать 60 рабочих дней.
Данная норма не предоставляет право принимать решение о проведении проверки отдельного филиала или представительства юридического лица территориальным подразделениям федеральных контролирующих органов, поскольку в силу ФЗ N 294-ФЗ объектами госконтроля являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и используемые ими производственные объекты.
Между тем практика показывает, что после внесения изменений проблема не была исчерпана (см.: постановление арбитражного суда Поволжского округа от 01.11.2016 N А12-57942/2015, определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2018 N 306-КГ18-16549).
Расплывчатость формулировки части 4 статьи 13 ФЗ N 294-ФЗ не позволяет однозначно распространить ограничение срока проведения плановой проверки в 60 рабочих дней в течение 3-х лет на все филиалы и представительства юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ.
В результате сохраняется ситуация, когда государственные органы проводят плановые проверки отдельных филиалов и представительств юридических лиц в совокупности свыше 60 рабочих дней в отношении всей компании, не принимая во внимание, что ограничение в 60 рабочих дней распространяется в целом на юридическое лицо, включая все филиалы, представительства и обособленные подразделения компании, а не на определенную территорию его деятельности.
Такие проверки, с одной стороны, создают дополнительную нагрузку на территориальные подразделения органов государственного контроля (надзора), а с другой стороны, ведут к чрезмерной административной нагрузке для хозяйствующих субъектов.
По информации Комитета по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности РСПП (исх. N 1321/05 от 28.08.2018) плановые проверки с превышением установленного срока регулярно проводят Россельхознадзор, Роспотребнадзор, МЧС. При обращении юридического лица в территориальные подразделения органов государственного контроля с жалобами на превышение общего 60-дневного срока проведения проверки в отношении всех филиалов, обособленных подразделений в совокупности, иногда их проведение отменяется, а в иных случаях проверки продолжаются, что также свидетельствует о неоднозначности толкования действующей редакции рассматриваемой нормы.
Аналогичная информация была представлена Ассоциацией компаний розничной торговли (N 496-СБ от 30.08.2018) и Ассоциацией российских банков (N А-01/5-236 от 03.09.2018).
Подготовленный законопроект позволит обеспечить единообразное применение общего правила о возможности проведения в отношении юридического лица только одной плановой проверки общей продолжительностью 60 рабочих дней в течение трех лет вне зависимости от наличия или отсутствия у него филиалов (представительств) в различных субъектах Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не повлечёт за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившим силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.